УДК 373.24
Переверзева В.А.
Воспитатель
МАДОУ детский сад № 87
г. Белгород, РФ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ У ДЕВОЧЕК В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития представлений о материнстве у девочек в дошкольном возрасте.
Ключевые слова:
Представления о материнстве, девочки дошкольного возраста, этапы формирования образа материнства в онтогенезе.
По мнению С. В. Трушкиной, в современной культуре не существует единообразного образца материнства, являющегося неким идеалом и реализующимся всеми женщинами однотипно. Это невозможно как по причине смены культур, так и по причине разнообразия социальных ролей, которые на себя примеряет каждая женщина [3].
А.Р. Суббочева пишет, что в нашей стране существует двойственное отношение к институту материнства. С одной стороны, еще с советских времен существует почетное звание «Мать - героиня», однако при этом с детства девочек поощряют к достижению независимости, особенно приводящей к финансовому и карьерному росту, а женщина, осознанно посвящающая себя семье, часто воспринимается обществом, как человек ограниченный, не имеющий возможности и способностей достичь карьерных высот. И в сознании современных девушек бытуют установки, что сначала нужно добиться профессиональных успехов, а уже потом заводить семью и детей [2].
А.Р. Субочева и Н.В. Каргина утверждают, что воспитание семейных ценностей начинается в семье, однако не менее значимую роль в этом процессе играют общественные институты. [2].
Следует прививать и развивать ответственное отношение к материнству и отцовству с самого раннего детства - с дошкольных образовательных учреждений.
Какие представления о материнстве должны сформироваться у детей на разных этапах дошкольного детства? Единого ответа на этот вопрос не существует. Представления о семье и семейных ценностях рассматриваются в социально - коммуникативном разделе комплексных общеобразовательных программ ДОУ.
Как же развиваются представления о материнстве, в том числе в игровой деятельности, у девочек в период дошкольного детства?
Е.В. Пономарева выделила этапы формирования образа материнства в онтогенезе и сопоставила с этапами Г.Г. Филипповой, в своей статье «Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе» [1].
Представим ее точку зрения ниже:
взаимодействие
с
собственной
матерью.
Начинается
с
внутриутробного
периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее
значимым
является
младенческий
и
ранний
возраст.
Этот
период
жизни
сам
по
себе
является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к
миру
(Э.
Эриксон);
игровой.
Длится
с
4
до
7
лет
(весь
период
«играния»).
Развитие
материнской
сферы в процессе сюжетно - ролевой игры («дочки - матери», «семья»). Играя,
девочка
«примеривает»
к
себе
разные
образы
матери,
реализует
свое
желание
побыть матерью; В игре с куклой происходит проживание в роли состояний своего
персонажа, идентификация с ним, моделирование в игровых ситуациях реальных
событий
из
жизни;
няньчания. Начинается с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно - ролевая
игра,
и
заканчивается
к
началу
полового
созревания
(12
лет).
Яркие
эмоции
младенцев в общении, возможность осуществить освоенные в сюжетно - ролевой
игре
действия
и
переживания
создают
условия
для
закрепления
на
живом
младенце
всех
сформированных
прежде
компонентов
материнской
сферы.
Появляется
интерес
и
положительно
-
эмоциональное
отношение
к
детям
вообще.
Таким образом, представления о материнстве у девочек в дошкольном возрасте не формируются спонтанно, а имеют свою онтогенетическую последовательность: взаимодействие с собственной матерью, игровой, няньчания.
Список использованной литературы:
Пономарева Е.В. Психологические
особенности формирования образа материнства
в
онтогенезе
//
Историческая
и
социально
-
образовательная
мысль.
2013.
№
2(18).
С.
161
-
164.
Субочева А.Р.
Проблемы современного ценностного отношения к материнству в
России
//
Научные
труды
Московского
гуманитарного
университета.
2017.
№
1.
С.33
-
39.
Трушкина С.В. Представления о нормах материнства у женщин
с нормальным и
девиантным
родительским
поведением
//
Здоровье
семьи.
2011.
№
3.
С.
10
-
12.
© Переверзева В.А.., 2023
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат