Методическая публикация
«Пути развития творческой деятельности учащихся
отделения народных инструментов»
Творческая деятельность учащихся включает в себя различные способы познания музыкального искусства, которые влияют на музыкальное и общее развитие детей. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая в процесс обучения свое отношение к изучаемому материалу путем создания новых образов и действий. В момент работы над каким-либо музыкальным произведением у ученика существует возможность активно развивать фантазию, воображение и умение проявить себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального и т. д.
Музыкально-творческая деятельность позволяет оптимизировать образовательный процесс, заинтересовать ребенка, увлечь его в мир творчества и игры. Каждый ребенок от природы талантлив; необходимо лишь создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня. Детство – уникальный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом существования, – стимулирует активность воображения и изобретательности. Если ребенок однажды пережил эмоцию в творчестве, велика вероятность того, что он будет искать творчество и дальше. Дети, попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Формирование у школьников потребности в творческом самовыражении и самореализации, по нашему мнению, способствует раскрытию творческого потенциала детей.
Реализацию творческой деятельности ученика можно схематично охарактеризовать следующим образом:
Принципы:
– целостность процесса обучения и воспитания.
Средства:
– творческие задания на уроках;
– самостоятельная работа ученика, выполненная по заданию педагога или полностью сделанная учеником.
Методы и приемы:
– метод активного обучения;
– метод стимулирования учебной деятельности;
– метод личного примера педагога.
Формы:
– теоретические и практические занятия;
– участие в концертной и конкурсной деятельности;
– участие в мастер-классах.
Чтобы развитие творческой деятельности приносило ощутимые плоды, надо в ученике воспитывать конкурентоспособность, которая характеризуется:
– глубокой верой в свои силы;
– способностью принимать творческие рискованные решения;
– постоянным стремлением к развитию;
– умением не отчаиваться в случае временных неудач;
– способностью много и упорно трудиться;
– способностью начатое дело доводить до конца.
В развитии творческой деятельности будут мешать определенные барьеры, с которыми придется столкнуться ученику:
внутренние барьеры:
– излишняя ориентация одобрения со стороны, как правило, родителей;
– заниженная самооценка.
внешние барьеры:
– критика;
– стресс;
– дефицит времени.
Отдельно можно остановиться на конкурсной деятельности, как важном факторе творческой деятельности учащихся. Организация конкурсного движения и привлечение учеников к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные. Любой, даже самый скромный по масштабам конкурс, – это для ребенка и родителя не просто культурное событие, которое позволяет показать себя и посмотреть на других. Для всех – это праздник. В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика – в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность конкурсов – развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей – вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая «тактика и стратегия» педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы, а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов – артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.
Педагог должен помнить, что важный принцип творческого движения ученика – педагогическая поддержка.
Список использованной литературы:
Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
Бискер
Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001
Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004
Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва- 2007
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат