Дата публикации:
30.12.2023
Автор:
Виктория Викторовна Геращенко
Название работы:
Консультация для родителей "Формирование психологической готовности ребёнка с ОВЗ к школе"
Работа:
Консультация для родителей Формирование психологической готовности ребёнка к школе.
Пройдёт совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. И хочется, чтобы они были успешны, чтобы всё у них ладилось с учёбой и одноклассниками. Ради этого взрослые, готовы на всё, ведь мы понимаем, что современная школа ставит перед родителями и детьми непростые задачи, следовательно, надо понимать, что уже недостаточно, чтобы ребёнок только читал и считал.
Понятие психологическая готовность к школе включает в себя целый ряд сформированных способностей и свойств, которые обеспечивают возможность выполнения ребёнком учебной деятельности и принятие социальной позиции школьника.
На сегодняшний день специалисты выделили три тесно взаимосвязанных аспекта школьной готовности: физиологическая, личностная и интеллектуальная.
Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма:
- нервной;
- сердечно-сосудистой;
- эндокринной;
- опорно-двигательной и в целом состояния здоровья.
В норме ребёнок быстро прибавляет в росте и весе. Изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг ребёнка 6,5 – 7 лет в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребёнка готовится к интенсивным умственным и физическим нагрузкам. А частоболеющим, физически ослабленным детям надо помогать. Если ребёнок имеет хронические заболевания и состоит на диспансерном учёте у специалистов, значит необходимо вовремя пройти обследование, лечение. Важно дозировать нагрузку во время занятий.
Личностная готовность включает в себя:
Развитую учебную мотивацию, которая проявляется в желании ребёнка идти в школу; в понимании необходимости учения, в проявлении выраженного интереса к получению знаний.
Для того, чтобы проверить мотивационную готовность необходимо предоставить возможность ребёнку рассмотреть новую игрушку, а потом начать читать сказку. Затем чтение необходимо прервать на самом интересном месте. И спросить у ребёнка, что сейчас хочется сделать: поиграть с новой игрушкой, или дослушать сказку до конца. Если мотивационная готовность сформирована, то ребёнок предпочтёт сказку, в ином случае выберет игрушку.
Произвольность поведения – этот параметр характеризует умение сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований. В норме идёт снижение эмоционально-импульсивных проявлений. Ребёнок способен длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Показательным является задание Графический диктант, когда ребёнок выполняет чередование палочек и чёрточек. Какое-то время он выполняет задание, но постепенно теряет интерес. Важно попросить ребёнка выполнить последнюю строчку, тогда задание будет закончено. Если ребёнок соглашается и выполняет вашу просьбу, в этом случае можно говорить о наличии произвольности в поведении.
Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи. Взрослым важно знать, что для формирования адекватной самооценки следует оценивать не личность Ты плохой, а конкретные поступки ребёнка Мне не нравится твой поступок, не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Помнить, что правильная оценка успехов ребёнка, это та оценка, которая не лишает его уверенности, не заставляет стесняться сверстников и бояться вас родителей, воспитателей.
Умение строить адекватные отношения с детьми и взрослыми ведь учёба требует умения жить в коллективе, поэтому важно, задолго до школы развивать коммуникативные качества. Чтобы ребёнок не боялся подходить с просьбой ко взрослому, умел договариваться со сверстниками, а не бросался с кулаками, если вдруг услышал обидное слово в свой адрес.
Очень полезны игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, где выстраивается целая система взаимоотношений. А коллективные подвижные игры хорошо снимают нервное напряжение, отрицательный эмоциональный фон, повышенную тревожность и раздражительность.
Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. В интеллектуальную готовность включаются:
Известный запас знаний об окружающем мире, причём важен не только их объём, но и качество (правильность, чёткость, обобщённость).
Представления о существенных закономерностях явлений: знает ли ребёнок времена года, их основные признаки, ориентируется ли в частях суток.
Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания. Поэтому взрослым рекомендуется относиться терпеливо к любопытству детей и отвечать на их бесконечные почему, как, какой и когда, недаром в этом возрасте детей называют Почемучки. Однако следует обратить внимание на то, ждёт ли вашего ответа на свой вопрос ребёнок, или ему безразличен ответ.
Определённый уровень развития психических процессов:
- сформированность сенсорных эталонов;
- восприятие – умение обследовать предметы, явления, выделять их свойства;
- мышление – умение выделять существенное в явлениях действительности, видеть сходное и отличное. Сформированность наглядно-образного мышления позволяет выделять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Предлагая детям такие игры, как: Найди лишнее, Слово наоборот, Бывает- не бывает; Назови одним словом, Угадай по описанию; Я начну слово, а ты закончишь; Подбери пару к слову, например: Птица-перья. Рыба - … чешуя. Огурец – овощ. Ромашка - … цветок, мы развиваем мышление.
- Чтобы с вниманием у ребёнка всё было в порядке, нам взрослым важно знать, особенность детей такова, что у них нет опыта организации собственного внимания. Их вниманием почти всегда управляют взрослые. Поэтому очень важно постоянно говорить слова-ключи: Посмотри сюда, Сравни, Ты заметил?.
Проведите эксперимент: поставьте перед собой вашу любимую чашку и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше. Вы не должны думать ни о чём другом кроме чашки в течение одной минуты. Задавайте вопросы о чашке, как будто вы её впервые увидели:
- Какого она цвета?
- Какого размера?
- Какая на ощупь?
- Хорошо ли сохраняет тепло чая?
Это упражнение не только даёт возможность узнать новое об уже знакомом предмете, но развивает концентрацию внимания.
Развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Кроме этого, должно быть сформировано умение связно, последовательно и понятно для окружающих описать, объяснить что-то, передать ход мыслей. У детей есть особенность: ребёнок выдаёт только то, что есть у него на языке. Для расширения словарного запаса важно:
- читать ребёнку как можно больше и просить его пересказывать;
- постоянно объяснять новые слова и понятия. Пусть каждый день дошкольник узнаёт значение хотя бы одного слова, ведь расширяя его словарный запас, мы развиваем речевую память.
- Важно поощрять ребёнка делиться своими впечатлениями от прогулки, экскурсии, телепередачи.
Помнить, что чем богаче речь взрослого в общении с ребёнком, тем выше его речевой уровень.
Подводя итог выше сказанному, хочется заострить внимание на следующем:
На формирование личностной готовности ребёнка к школе большое влияние оказывает отношение взрослых, которые окружают ребёнка.
Ребёнок учится регулировать своё поведение, подражая взрослому, поэтому важно своим примером показывать, как мы взрослые, справляемся со своими эмоциями и взаимодействуем с людьми. В противном случае требуя от детей хорошего поведения, мы не увидим результат.
Готовность ребёнка к обучению в школе не ограничивается умением читать и писать, а определяется его психологической зрелостью в целом, которую необходимо формировать задолго до школы.
Скачать работу
Пройдёт совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. И хочется, чтобы они были успешны, чтобы всё у них ладилось с учёбой и одноклассниками. Ради этого взрослые, готовы на всё, ведь мы понимаем, что современная школа ставит перед родителями и детьми непростые задачи, следовательно, надо понимать, что уже недостаточно, чтобы ребёнок только читал и считал.
Понятие психологическая готовность к школе включает в себя целый ряд сформированных способностей и свойств, которые обеспечивают возможность выполнения ребёнком учебной деятельности и принятие социальной позиции школьника.
На сегодняшний день специалисты выделили три тесно взаимосвязанных аспекта школьной готовности: физиологическая, личностная и интеллектуальная.
Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма:
- нервной;
- сердечно-сосудистой;
- эндокринной;
- опорно-двигательной и в целом состояния здоровья.
В норме ребёнок быстро прибавляет в росте и весе. Изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг ребёнка 6,5 – 7 лет в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребёнка готовится к интенсивным умственным и физическим нагрузкам. А частоболеющим, физически ослабленным детям надо помогать. Если ребёнок имеет хронические заболевания и состоит на диспансерном учёте у специалистов, значит необходимо вовремя пройти обследование, лечение. Важно дозировать нагрузку во время занятий.
Личностная готовность включает в себя:
Развитую учебную мотивацию, которая проявляется в желании ребёнка идти в школу; в понимании необходимости учения, в проявлении выраженного интереса к получению знаний.
Для того, чтобы проверить мотивационную готовность необходимо предоставить возможность ребёнку рассмотреть новую игрушку, а потом начать читать сказку. Затем чтение необходимо прервать на самом интересном месте. И спросить у ребёнка, что сейчас хочется сделать: поиграть с новой игрушкой, или дослушать сказку до конца. Если мотивационная готовность сформирована, то ребёнок предпочтёт сказку, в ином случае выберет игрушку.
Произвольность поведения – этот параметр характеризует умение сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований. В норме идёт снижение эмоционально-импульсивных проявлений. Ребёнок способен длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Показательным является задание Графический диктант, когда ребёнок выполняет чередование палочек и чёрточек. Какое-то время он выполняет задание, но постепенно теряет интерес. Важно попросить ребёнка выполнить последнюю строчку, тогда задание будет закончено. Если ребёнок соглашается и выполняет вашу просьбу, в этом случае можно говорить о наличии произвольности в поведении.
Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи. Взрослым важно знать, что для формирования адекватной самооценки следует оценивать не личность Ты плохой, а конкретные поступки ребёнка Мне не нравится твой поступок, не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Помнить, что правильная оценка успехов ребёнка, это та оценка, которая не лишает его уверенности, не заставляет стесняться сверстников и бояться вас родителей, воспитателей.
Умение строить адекватные отношения с детьми и взрослыми ведь учёба требует умения жить в коллективе, поэтому важно, задолго до школы развивать коммуникативные качества. Чтобы ребёнок не боялся подходить с просьбой ко взрослому, умел договариваться со сверстниками, а не бросался с кулаками, если вдруг услышал обидное слово в свой адрес.
Очень полезны игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, где выстраивается целая система взаимоотношений. А коллективные подвижные игры хорошо снимают нервное напряжение, отрицательный эмоциональный фон, повышенную тревожность и раздражительность.
Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. В интеллектуальную готовность включаются:
Известный запас знаний об окружающем мире, причём важен не только их объём, но и качество (правильность, чёткость, обобщённость).
Представления о существенных закономерностях явлений: знает ли ребёнок времена года, их основные признаки, ориентируется ли в частях суток.
Достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к самому процессу познания. Поэтому взрослым рекомендуется относиться терпеливо к любопытству детей и отвечать на их бесконечные почему, как, какой и когда, недаром в этом возрасте детей называют Почемучки. Однако следует обратить внимание на то, ждёт ли вашего ответа на свой вопрос ребёнок, или ему безразличен ответ.
Определённый уровень развития психических процессов:
- сформированность сенсорных эталонов;
- восприятие – умение обследовать предметы, явления, выделять их свойства;
- мышление – умение выделять существенное в явлениях действительности, видеть сходное и отличное. Сформированность наглядно-образного мышления позволяет выделять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Предлагая детям такие игры, как: Найди лишнее, Слово наоборот, Бывает- не бывает; Назови одним словом, Угадай по описанию; Я начну слово, а ты закончишь; Подбери пару к слову, например: Птица-перья. Рыба - … чешуя. Огурец – овощ. Ромашка - … цветок, мы развиваем мышление.
- Чтобы с вниманием у ребёнка всё было в порядке, нам взрослым важно знать, особенность детей такова, что у них нет опыта организации собственного внимания. Их вниманием почти всегда управляют взрослые. Поэтому очень важно постоянно говорить слова-ключи: Посмотри сюда, Сравни, Ты заметил?.
Проведите эксперимент: поставьте перед собой вашу любимую чашку и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше. Вы не должны думать ни о чём другом кроме чашки в течение одной минуты. Задавайте вопросы о чашке, как будто вы её впервые увидели:
- Какого она цвета?
- Какого размера?
- Какая на ощупь?
- Хорошо ли сохраняет тепло чая?
Это упражнение не только даёт возможность узнать новое об уже знакомом предмете, но развивает концентрацию внимания.
Развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. Кроме этого, должно быть сформировано умение связно, последовательно и понятно для окружающих описать, объяснить что-то, передать ход мыслей. У детей есть особенность: ребёнок выдаёт только то, что есть у него на языке. Для расширения словарного запаса важно:
- читать ребёнку как можно больше и просить его пересказывать;
- постоянно объяснять новые слова и понятия. Пусть каждый день дошкольник узнаёт значение хотя бы одного слова, ведь расширяя его словарный запас, мы развиваем речевую память.
- Важно поощрять ребёнка делиться своими впечатлениями от прогулки, экскурсии, телепередачи.
Помнить, что чем богаче речь взрослого в общении с ребёнком, тем выше его речевой уровень.
Подводя итог выше сказанному, хочется заострить внимание на следующем:
На формирование личностной готовности ребёнка к школе большое влияние оказывает отношение взрослых, которые окружают ребёнка.
Ребёнок учится регулировать своё поведение, подражая взрослому, поэтому важно своим примером показывать, как мы взрослые, справляемся со своими эмоциями и взаимодействуем с людьми. В противном случае требуя от детей хорошего поведения, мы не увидим результат.
Готовность ребёнка к обучению в школе не ограничивается умением читать и писать, а определяется его психологической зрелостью в целом, которую необходимо формировать задолго до школы.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств