Виды синтаксического и морфологического
( как часть речи) разборов
Виды грамматических разборов относятся к числу важнейших и, наверное, самых трудных упражнений в начальной школе в период обучения русскому языку. Не первый год сталкиваясь с этой проблемой, я решила создать рекомендации для родителей и детей исходя из личного опыта.
Грамматический разбор проводится при выполнении домашнего задания, при актуализации опорных знаний (при синтаксическом разборе предложения); при закреплении полученных знаний, при проведении повторительно-обобщающих уроков, контрольных уроков, при текущем повторении.
Во всех видах грамматического и синтаксического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность.
Синтаксический разбор предложения
1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
2. По интонации (восклицательное, невосклицательное)
3. Выделить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое)
4. По наличию грамматических основ
(простое - 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).
5. По наличию второстепенных членов предложения
(распространённое, нераспространённое, есть однородные члены предл. или нет).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:
определение - (какой?, какому?, каким?...),
дополнение - (вопросы падежей, кроме И.п.),
обстоятельство - (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)
7 Указать над каждым словом в предложении часть речи
(сущ., прил., гл., мест., нар., числ., предл., союз)
8. Выписать словосочетания
(подлежащее + второстепенные члены предл.,
сказуемое + второстепенные члены предл.,
второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)
Например:
пр. сущ. глаг. прил. сущ.
В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл., прост., распр., без однор. членов)
ландыши (какие?) душистые
росли (где?) в тени
ПОЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
Фонетический разбор слова.
Морковь – 2 слога, 2 гласн., 4 согл.
м - [м ] - согл., звонк., твёрд., непарн., сонорн.
о - [а ] – гласн., безударн..
р - [р ] – согл., звонк., твёрд., непарн., сонорн.
к - [к ] – согл., глух., твёрд., парн.
о - [о ] – гл., ударн.
в - [ф’] – согл., глух., мягк., парн.
ь - [-]_______________
7 букв, 6 звуков.
Разбор слова по составу
1.Измени форму слова, укажи окончание.
2. Определи часть слова без окончания, укажи основу.
3. Подбери однокоренные слова, укажи их общую часть – корень.
4. Определи часть слова перед корнем, укажи приставку.
5. Определи часть слова после корня, укажи суффикс.
Морфологический разбор имени существительного
Часть речи.
Начальная
форма (Им. п., ед. ч.)
Постоянные признаки:
о
душевлённое или неодушевлённое
, собственное или нарицательное, род, склонение.
Непостоянные признаки:
число, падеж.
Синтаксическая роль
.
Солнце освещает землю.
Например: Землю - сущ., н.ф. (что?) земля; неодуш., нариц., ж.р.,
1 скл., ед. ч., В.п., дополнение.
Морфологический разбор имени прилагательного
Часть речи.
Начальная
форма (Им. п., ед. ч.,
м.р
.)
Непостоянные признаки:
число, род
, падеж.
Синтаксическая роль.
Цветёт алая гвоздика.
Например: Алая(гвоздика) – прил., н. ф. (какой?) алый, ед.ч., ж.р.,
И.п., определение.
Морфологический разбор глагола.
Часть речи.
Неопределённая
ф
орма
–начальная форма
(что делать? что сделать?)
Постоянные признаки:
совершенный или несовершенный вид, спряжение.
(совершенный вид –что сделать?
несовершенный вид-что делать?)
Непостоянные признаки
:
1. время (нет настоящего времени у глаголов совершенного вида),
2. число,
3. род (в прошедшем времени единственном числе),
4. лицо (в настоящем и будущем времени).
Синтаксическая роль.
Дует лёгкий ветерок.
Например: Дует – глаг., н. ф. (что делать?) дуть, несоверш. вид,
I спр.. наст. вр., ед.ч., 3 л, сказуемое.
Наступила золотая осень. Первые листья упали на землю.
Например: Наступила – глаг., н.ф (что сделать?) наступить, соверш.
вид, прош. вр., ед. ч., 3 л., ж. р., сказуемое.
Упали – глаг., н.ф. (что сделать?) упасть, соверш. вид, прош. вр., мн. ч.,
3 л, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения
Часть речи.
Начальная форма (Им. п.)
Постоянные признаки: род, число, лицо.
Непостоянные
признаки: падеж
.
Синтаксическая роль.
Мальчик побежал за ней.
Например: (За) ней – мест., Н. ф. – (кто? что?) она. ж.р., ед.ч., 3л., Т.п.,
дополн..
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат