Методические приемы развития функциональной читательской грамотности высокого уровня
Одним из показателей высокого уровня читательской грамотности является
умение извлекать скрытую информацию, понимать подтекст. Для этого можно использовать метод «Подтекст». Детям предлагается текст, а к нему вопрос: что сказал и что хотел сказать главный герой? Целесообразно брать тексты, где есть ирония.
Однажды комиссия французской Академии наук работала над составлением энциклопедического словаря. И тут в зал заседаний случайно зашёл биолог Жорж Кювье, признанный знаток и систематизатор животного мира.
- О, мсье Кювье, - радостно воскликнул один из членов комиссии, - вы как натуралист нам очень нужны. Нам только что удалось популярно объяснить очень трудное слово. Вот, посмотрите! «Рак - это небольшая красная рыба, которая ходит задом наперед». Как вам?!
- Великолепно, господа! - воскликнул Кювье. - Однако, разрешите мне сделать три маленьких поправки. Дело в том, что рак не рыба, он не ходит задом наперед и, главное, он не красный. За исключением всего этого ваше определение превосходно.
Еще одним маркером высокого уровня развития функциональной читательской
грамотности является умение выдвигать гипотезу на основе полученных знаний Метод «Портрет личности по речевым высказываниям» тренирует этот навык. Учащиеся должны построить словесный портрет личности человека по серии его высказываний. Этот метод интересен на уроках литературы на этапе погружения в биографию писателя либо художественное произведение. Целесообразно выбрать высказывания, к примеру, героя, из произведения, которое детям еще не знакомо, а затем задать вопрос, каким человеком они его представляют. Можно предложить высказывания писателя или поэта.
Умение анализировать полученную информацию, воспринимать ее критически, распознавать в ней приемы манипулирования сознанием – один из главных показателей развития высокого уровня функциональной читательской грамотности. Эти навыки можно развивать при изучении публицистического стиля речи, поскольку это язык СМИ, а СМИ существуют для того, чтобы формировать определенную позицию в обществе. Для того чтобы научить детей критическому восприятию информации, можно предлагать им работу по информационной переработке публицистических текстов. Для этого можно использовать план анализа:
План для информационной обработки текста «Речевая манипуляция и
приемы речевого манипулирования»
Прочитайте текст внимательно, попробуйте проанализировать его на предмет скрытой манипуляции с целью воздействовать на мнение читателя.
Лексический уровень.
Найдите:
а) оценочные слова, подумайте, почему вместо них не были использованы нейтральные синонимы (к примеру, использовали слово шпион вместо разведчик, ликвидировал вместо убил).
б) Найдите эвфемизмы – слова, представляющие действительность в более благоприятном свете, чем она могла бы быть представлена. Эвфемизмы имеют позитивную эмоциональную окраску, оказывая тем самым и эмоциональное воздействие (война – «наведение конституционного порядка»).
в) Найдите дисфемизмы, они прямо противоположны эвфемизмам, то есть когда вместо общепринятого и общеупотребительного слова сознательно употребляется (чаще всего для большей экспрессии) его более сниженный синоним, например «дать дуба», «сыграть в ящик» вместо «умереть», «треп» вместо «разговор».
г) Найдите авторские неологизмы. Какую оценку они вносят в текст? (например, ельцинократия вместо демократия).
д) Найдите слова, искажающие истину: пустые заведомо ложные выражения. Например, «Х – это единственное мыло, которое обеспечит вам защиту от бактерий». Это ложь, антибактериальных продуктов очень много.
е) Найдите метафоры. Её использование – это один из самых излюбленных приёмов журналистов и рекламщиков. Подумайте, какую эмоциональную нагрузку несут метафоры. Например, метафора может быть основана на сближающем признаке спокойствия, надежности.
2) Грамматический уровень.
а) Найдите примеры пассивного залога, т. е. перевод словосочетания с глаголом в отглагольное существительное (захвачены заложники, захват заложников). Помните, при использовании пассивного залога информация о реальном производителе действия может не упоминаться, чтобы на первый план выходило само событие, а ответственность за него вроде бы никто и не несет.
б) Диалогизация и интимизация изложения, способствующие установлению контакта с адресатом, сокращению дистанции между отправителем и получателем сообщения:
формы
обращения
к адресату с помощью личных местоимений, прямого названия потенциального адресата или обращений вопросов: «Ты записался добровольцем?»;
побудительные конструкции
, типа «Окунитесь в мир покупок, путешествий и развлечений. С кредитной картой Банка
N теперь это сделать проще и удобней!»
- риторические вопросы. Они служат эмоциональным средством активизации читателя.
- антитезы. Если они есть в тексте, то обрати внимание, что чему противопоставлено в позитивном или негативном ракурсе, подумай, зачем. Например, антитеза «господа - рабы»
3) Фонетический уровень. Вспомни, что такое аллитерация и ассонанс. Если в тексте употребляется большое количество сонорных согласных, надо понимать, что
они возбуждают нервную систему и активизируют восприятие. Если текст имеет агрессивные смыслы, в нем всегда будут преобладать сонорные звуки.
Графический уровень. Обрати внимание на выделенные шрифтами элементы.
Почему именно их выделили?
Прием подачи материала по принципу
«плюс-минус
», когда «свое»
противопоставляется «чужому». Свое описывается единицами с положительной оценкой, чужое окружается негативными оценочными единицами. Таким образом, этот прием характеризуется однозначным противопоставлением плохого и хорошего без промежуточных вариантов.
Есть ли, на твой взгляд, в этом тексте опора
стереотипы, социальные нормы,
авторитет? С какой целью это сделано?
Обрати внимание на
количественные данные,
проверь их не менее чем в трех
источниках. Если перед тобой факт псевдостатистики, твоим сознанием пытаются манипулировать.
2.3.2 Прием «Повлияй на читателя!» работает от противного: учащимся дается нейтральная новость из СМИ, к примеру, хроника, и им предлагается расширить ее, сделав эмоционально-заостренной с помощью перечисленных в плане анализа средств. Эту работу можно предложить выполнить в группах. Одна группа, к примеру, создает позитивный подтекст, а другая негативный. Так учащиеся убеждаются в силе средств выразительности публицистического стиля.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат