Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Нятина Елена Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 12», г. Абакан
Одним из важных аспектов обучения русскому языку является словарная работа, которая способствует расширению лексического запаса, развитию навыков работы с текстом и формированию устойчивых языковых навыков.
1. Знакомство с новыми словами. На начальном этапе обучения важно ознакомить детей с новыми словами, используя яркие иллюстрации, игровые методы и мультимедийные средства. Это позволяет создать интерес к языку и обеспечить более глубокое усвоение материала.
Пример занятия для знакомства с новыми словами на начальном этапе обучения:
Название урока: "Веселая страна слов"
Цель урока: Знакомство с новыми словами, развитие интереса к языку.
Ход урока:
Введение:
Учитель представляет урок как путешествие в "Веселую страну слов".
Показывает красочные иллюстрации и мультимедийные материалы, изображающие яркий и веселый ландшафт.
Игра "Найди слово":
Размещаются карточки с новыми словами по всему классу.
Дети, используя яркие указатели, находят карточки и читают слова вслух.
Игра "Мимика слов":
Дети разделяются на группы.
Каждой группе дается новое слово. Они должны показать его с помощью мимики, не произнося само слово.
Остальные дети угадывают слово, и та группа, которая первой догадается, получает балл.
Творческое задание:
Дети рисуют свои представления о словах на тему урока.
После этого они представляют свои рисунки перед классом, описывая, какие слова они изобразили.
Игра "Словесная замена":
Учитель предлагает детям заменить одно слово в коротком предложении на новое слово из урока.
Например: "Кот лежит на ковре
." - "
Пёс лежит на ковре."
Заключение:
Учитель подводит итоги урока, подчеркивая, как весело и интересно можно изучать новые слова.
Записываются слова в специальный "словарь" класса.
Такой формат урока поможет детям не только запомнить новые слова, но и создаст положительное отношение к процессу изучения языка.
Так же можно использовать при работе над словарными словами и другие методы.
2. Использование словарей. Важной частью словарной работы является ознакомление детей с использованием словарей. На уроках можно проводить увлекательные занятия, нацеленные на развитие навыков работы с алфавитом, поиском слов и определением их значения. Это способствует формированию навыков самостоятельной работы с литературными источниками.
3. Создание словарных тетрадей. Ученики могут вести свои словарные тетради, в которых они будут фиксировать новые слова, их значения, примеры использования в предложениях. Это позволяет закрепить изученный материал и стимулирует самостоятельное обучение.
4. Игровые формы работы. Игры – отличный способ сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Различные игры с использованием слов, кроссворды, лото, конкурсы на лучшее описание слова – всё это способствует развитию словарного запаса и формированию языковой компетенции.
5. Тематические проекты. Работа над тематическими проектами позволяет углубить знания учеников в определенной области, расширить словарь по конкретной теме, а также развивать навыки поиска и обработки информации.
6. Работа с текстами. Чтение и анализ текстов – отличный способ развивать словарные навыки. При этом важно обращать внимание на контекстуальное использование слов, объяснять значение непонятных терминов и способствовать формированию навыков понимания прочитанного.
Все эти виды словарной работы способствуют комплексному развитию языковых навыков у учеников в начальной школе. Важно создавать увлекательную и стимулирующую обстановку на уроках, чтобы дети с радостью и интересом учились русскому языку, формируя прочные языковые основы для будущего обучения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат