Статья
«Игровые технологии в работе ГПД с детьми с ЗПР»
Подготовила: воспитатель ГПД
Грибкова Ольга Анатольевна
2024 год
Игровые технологии в работе ГПД с детьми с ЗПР.
Игровая технология- технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных и воспитательных задач достаточно высокого уровня проблемности.
Цели образования игровых технологий:
-дидактические: расширение кругозора, развитие умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, общительности, коммуникативности, сотрудничества;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: адаптация к условиям школьной среды, приобщение к нормам и ценностям общества.
В разработке игровой технологии принимали участие как западные философы и психологи (Э. Берн, Р. Винклер, З. Фрейд), так и отечественные (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, С.А. Шмаков, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов).
В настоящее время игровая деятельность занимает важное место в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая деятельность является одним из основных средств воспитания и обучения детей школьного возраста. Она позволяет ребенку проявлять свои эмоции, чувства, развивать воображение и мышление. Однако, не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно участвовать в игровой деятельности.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это категория детей, которые имеют нарушения в развитии психических процессов, таких как внимание, память, мышление и речь. Они могут испытывать трудности в усвоении нового материала, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Использование игровых технологий в группе продленного дня (ГПД) с детьми с задержкой психического развития является эффективным способом их адаптации к условиям школы и успешной социализации. Игровые технологии позволяют детям с ЗПР развивать свои навыки и умения, а также улучшать коммуникативные способности.
У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль игровых технологий.
Одним из примеров использования игровых технологий в ГПД является игра «Волшебный мешочек». В этой игре дети с ЗПР должны угадать, что находится в волшебном мешочке, используя только тактильные ощущения. Это помогает им развивать свою сенсорную сферу, а также улучшает их навыки общения и взаимодействия с другими детьми.
Другой пример – игра «Угадай, кто я?». В этой игре ребенок с ЗПР должен описать своего партнера по игре, используя только мимику и жесты. Это помогает ему развивать свою эмоциональную сферу, а также улучшить коммуникативные навыки.
Еще одним примером является игра «Собери картинку». В этой игре детям с ЗПР необходимо собрать картинку из отдельных фрагментов. Это помогает развивать их пространственное мышление и моторику рук, также можно использовать следующие игры:
- «Когда это бывает?»
- «Путешествие в страну букв»
- «Больница»
- «Что могут геометрические фигуры»
- «Подбери рифму»
- «Назови соседей»
- викторина «В гостях у сказки»
- «Слово потерялось»
- «Волшебный мешочек»
- «Раздели на части»
- «Отгадай что звучит»
- «Составь узор»
- «Предложение рассыпалось»
- «Лес не школа, а всему научит»
Концепция игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтъев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является необходимым видом деятельности для младшего школьного возраста.
Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством развития детей с задержкой психического развития в ГПД. Они помогают им развивать свои навыки, умения и коммуникативные способности, что способствует их успешной адаптации к условиям школы.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат