Дата публикации:
11.01.2024
Автор:
Демина Ксения Владимировна, Главизина Наталья Александровна, Колмык Елена Константиновна, Мурзина Елена Валентиновна
Название работы:
Дидактическая игра как средство развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Работа:
Дидактическая игра как средство развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Многим отечественными методистами и педагогами, Л.С. Выготским, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко, Д.В. Менджерицкой отмечается, что игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношенияслюдьми.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенный ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием речи. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил, направляется, контролируется, игровыми действиями развития игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. Таким образом, составленный и сбалансированный круг дидактических игр позволяет на каждом этапе добиваться максимальных результатов, в том числе и в развитии речи ребенка; пополняется и активизируется словарь детей, развивается грамматический строй речи, формируется правильное звукопроизношение, развивается связанная речь, умение правильно выражать свои мысли.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно- печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции ( анализ ,синтез, обобщение, классификацию и др.).
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа Краски, Черное и белое и др. Игры развивают в первую очередь речь, внимание, сообразительность, быстроту реакции. В словесных дидактических играх решается следующие задачи: научить правильному образованию множественного числа существительных; научить самостоятельному образованию новых форм слова; научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов; научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные); формировать навыки связной речи.
Формирование грамматического строя речи, направлено оно на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
В целях развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, нами рекомендуется использование следующего комплекса дидактических игр:
Писатель
Цель:формировать навык составления описательных рассказов по лексическим темам, развивать наглядно-образное мышление (для составления рассказов используются специальные схемы).
Ход игры.Воспитатель предлагает детям изобразить знаменитых писателей, которые придумали рассказ о фрукте, овоще, животных – в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-то из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает описание картинки или предмета по схеме. Схемы по лексическим темам:
Собираем урожай
Цель:расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов единственного числа настоящего времени.
Ход игры.На наборном полотне расставлены овощи. Дети по очереди собирают овощи, комментируя свои действия: Я выдергиваю морковь, Я выкапываю картофель, Я срываю помидор …
Магазин
Цель:расширять словарь прилагательных по теме; формировать у детей навык образования прилагательных и согласования прилагательных и существительных.
Ход игры.Дети покупают в магазине банки с компотом, соком, вырезанные из картона. На банках нарисованы фрукты, ягоды, овощи. Ребенок подходит и говорит: Я хочу купить компот из вишни – вишневый компот; Я хочу купить компот из яблок – яблочный компот…
Регулировщик
Цель:закрепить представления о различных видах транспорта по способу передвижения.
Воспитатель показывает картинки с изображением транспорта. Дети жестами показывают, как передвигается транспортное средство.
Невиданный зверь
Цель:формировать навыки образования притяжательных прилагательных.
На картинке изображено невиданное животное. Воспитатель предлагает назвать, чьи у него части тела.
Туловище – коровье, голова – медвежья, хвост – лошадиный, лапы – собачьи, рога – оленьи, грива – львиная.
Угадай, что нарисовано?
Цель:узнавание и различение предметов.
Детям предлагается изображения нескольких, наложенных друг на друга, предметов. Они должны назвать каждый предмет и его обобщенное значение.
Где собака? , Где птичка?
Цель:учить детей использовать в речи предлоги: в, за, из-за, из-под, у, на, под.
На картинах собака и птичка прикреплены на ниточках. В картинах имеются прорези, откуда могут появиться собака или птичка. Например: собака выглядывает из-под крыльца. Собака выходит из-за угла дома.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является важнейшим средством развития у детей старшего дошкольного возраста морфологического и синтаксического уровня грамматического строя речи.
Скачать работу
Многим отечественными методистами и педагогами, Л.С. Выготским, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко, Д.В. Менджерицкой отмечается, что игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношенияслюдьми.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенный ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием речи. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил, направляется, контролируется, игровыми действиями развития игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. Таким образом, составленный и сбалансированный круг дидактических игр позволяет на каждом этапе добиваться максимальных результатов, в том числе и в развитии речи ребенка; пополняется и активизируется словарь детей, развивается грамматический строй речи, формируется правильное звукопроизношение, развивается связанная речь, умение правильно выражать свои мысли.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно- печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции ( анализ ,синтез, обобщение, классификацию и др.).
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа Краски, Черное и белое и др. Игры развивают в первую очередь речь, внимание, сообразительность, быстроту реакции. В словесных дидактических играх решается следующие задачи: научить правильному образованию множественного числа существительных; научить самостоятельному образованию новых форм слова; научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов; научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные); формировать навыки связной речи.
Формирование грамматического строя речи, направлено оно на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
В целях развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, нами рекомендуется использование следующего комплекса дидактических игр:
Писатель
Цель:формировать навык составления описательных рассказов по лексическим темам, развивать наглядно-образное мышление (для составления рассказов используются специальные схемы).
Ход игры.Воспитатель предлагает детям изобразить знаменитых писателей, которые придумали рассказ о фрукте, овоще, животных – в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-то из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает описание картинки или предмета по схеме. Схемы по лексическим темам:
Собираем урожай
Цель:расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов единственного числа настоящего времени.
Ход игры.На наборном полотне расставлены овощи. Дети по очереди собирают овощи, комментируя свои действия: Я выдергиваю морковь, Я выкапываю картофель, Я срываю помидор …
Магазин
Цель:расширять словарь прилагательных по теме; формировать у детей навык образования прилагательных и согласования прилагательных и существительных.
Ход игры.Дети покупают в магазине банки с компотом, соком, вырезанные из картона. На банках нарисованы фрукты, ягоды, овощи. Ребенок подходит и говорит: Я хочу купить компот из вишни – вишневый компот; Я хочу купить компот из яблок – яблочный компот…
Регулировщик
Цель:закрепить представления о различных видах транспорта по способу передвижения.
Воспитатель показывает картинки с изображением транспорта. Дети жестами показывают, как передвигается транспортное средство.
Невиданный зверь
Цель:формировать навыки образования притяжательных прилагательных.
На картинке изображено невиданное животное. Воспитатель предлагает назвать, чьи у него части тела.
Туловище – коровье, голова – медвежья, хвост – лошадиный, лапы – собачьи, рога – оленьи, грива – львиная.
Угадай, что нарисовано?
Цель:узнавание и различение предметов.
Детям предлагается изображения нескольких, наложенных друг на друга, предметов. Они должны назвать каждый предмет и его обобщенное значение.
Где собака? , Где птичка?
Цель:учить детей использовать в речи предлоги: в, за, из-за, из-под, у, на, под.
На картинах собака и птичка прикреплены на ниточках. В картинах имеются прорези, откуда могут появиться собака или птичка. Например: собака выглядывает из-под крыльца. Собака выходит из-за угла дома.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является важнейшим средством развития у детей старшего дошкольного возраста морфологического и синтаксического уровня грамматического строя речи.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств