Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми". . Работа №61787

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми".
Работа:

 

 

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Карпова Светлана Владимировна
педагог-психолог

первая кватегория

БМАДОУ «Детский сад №5

«Жемчужина»

 

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

 

 

Генеральными линиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются индивидуализация и социализация ребёнка. Впервые с введением ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования, но это не оценивание того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми, являются:

-развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;

-развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

-формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

-формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Педагог-психолог ДОУ должен создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь ребёнку социально адаптироваться в обществе.

В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами эмоционально неустойчивой психики, коммуникативной компетенции, социальными навыками. Коррекционная работа с ними требует поиска в применении эффективных способов решения этой проблемы. Поэтому в своей работе я ориентируюсь на использование коррекционных возможностей арт-терапевтических технологий.

Мои занятия посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различную нозологию – тяжёлое нарушение речи, задержка психического развития, расстройство аутистического спектра.

 

 

 

Также ведётся психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, детей мобилизованных родителей.

Арт-терапия - это продуктивная форма психолого-педагогической работы с детьми, обладающая чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста.

Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, повышают уверенность в себе, позволяют понять свой внутренний мир, устраняют тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния, снимают нервное напряжение, помогают отвлечься, улучшают взаимоотношения с близкими, повышают уверенность в себе.

Во-вторых, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, образного и пространственного мышления, а так же улучшает работу мозга.

В третьих развивает творческие способности, расширяет кругозор, помогает замечать происходящее вокруг, учит жить «здесь и сейчас», рушит шаблонное мышление.

Различные виды деятельности арт-терапии направлены на всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника, позволяющие корректировать девиантное поведение, особенности эмоционально волевой сферы.

Практически каждый ребёнок сможет участвовать в арт-терапевтической технологии, которая не требует от них каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. В своей практике я использовала различные виды арт-терапии, которые прописаны отдельным блоком в моей рабочей программе.

-Блок «Сказка на песке»

-Блок «Изотерапия»

-Блок «Игротерапия»

Блок «Сказка на песке».

В данном блоке прописаны такие темы как «Радуга из песка», «Я – это Я», «Смеюсь и не боюсь», «Замок на песке», «Маленькая страна», «Сказка на песке».

Погружая руки в песок, рисуя свою сказку, ребёнок реально проживает, проигрывает всевозможные ситуации вместе с   героями игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной   терапии происходит осмысление опыта и ситуации.

 

 

 

 

 

Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Песочная арттерапия, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

В процессе игры с песком дети легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами со мной. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.

На начало учебного года дети с РАС не вступали в игровую деятельность, было затруднено вербальное общение. Методы песочной терапии помогли преодолеть коммуникативный барьер, наладить наиболее продуктивное взаимодействие с ребёнком и способствовало активизации его внутренних ресурсов.

Интегрирование сказок и игр с песком, позволяет сделать занятия интереснее и продуктивнее. Сказка расширяет сознание ребёнка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром. Мы с детьми обыгрываем сказки, как в готовом варианте, так и сочиняем их сами. Сказки «Дружба», «Помогаем пушистым друзьям», «Хозяйка малахита», «Копилочка», « Руся» составили каталог наших сказок, придуманных детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие коррекционно-развивающие упражнения, как «Песочный дождик», «Пальчиковые ходилки», «Кладоискатель», «Песочный ветер», «Весёлая дорога», «Идут котята», «Ползёт змея», «Трасса», «Прыгают зайчата», «Узоры на песке», «Отпечатки наших рук», «Молния», «Секретные задания кротов», развили тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Упражнения «Путешествие в страну букв», «Город, в котором живу», «Острова», «Страна цифр», «Нарисуй свой мир» помогли в повышении познавательного развития детей.

Различные техники работы с песком, оказались эффективными практическими методами коррекционно-развивающих занятий с детьми, являющимися источником внутреннего их роста и развития.

Если рассматривать песочную терапию с художественно - эстетической стороны («art» в переводе с английского «искусство»), то ребёнок погружается в мир красоты, творчества, фантазий. На занятиях, для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений я используются музыкальные произведения, релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Блок «Изотерапия»

Изотерапия – это один из методов арттерапии, применяемый в психологической коррекции. Изобразительное творчество, рисование, является одним из эффективных инструментов, использование, которого, даёт ребёнку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.

В данном случае воздействие на развитие ребёнка, я осуществляла посредством изобразительной деятельности. На коррекционно-развивающих занятиях использовала с детьми разнообразные материалы (краски, карандаши, цветная бумага, песок) и формы (на мокром листе, кляксография, галька и камни).

Такие занятия, как «Морской берег», «Черепашки», «Цветы», «Морские обитатели» помогли при организации рисуночной терапии гиперактивным, расторможенным и, особенно агрессивным детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок «Игротерапия»

Игра – это основной вид деятельности ребенка. При помощи игры можно не только развивать и учить, но и понизить уровень страха, бороться с излишней стеснительностью и замкнутостью, подавлять неконтролируемую агрессию, улучшать настроение.

Игротерапия - спонтанное самовыражение в игре, которое позволяет ребёнку сформировать здоровую самооценку, уверенность в себе. Способствует позитивным изменениям на поведенческом уровне и раскрытию личности ребенка.

Именно в игре ребёнку будет легче всего взаимодействовать со сверстниками, поэтому метод игротерапии считается высокоэффективным.

В данном блоке представлены игры и упражнения по проживанию эмоциональных состояний детей, такие как «Минутка шалости», «Злые добрые кошки», «Жужжа», «Обзывалки», «Рисуем стихотворение», «Тучки», «Солнышко», «Рисуем на ладошках», «Ласковый мелок».

Игры, формирующие навык бесконфликтного общения – «Встреча», «Шаронадуватель», «Дождик», «На концерте», «Полёт», «Выбери девочку».

«Угадай настроение».

Упражнения на работу с чувствами, релаксационные - «Котята», «Муха», «Облака», «У моря», «Говорящие предметы», «Надувала кошка мяч».

Характерные особенности психотерапевтической игры в том, что нужно выполнять оговоренные правила для решения задач, при этом игровая форма позволит ребёнку отвлечься от непростой реальности и погрузиться в захватывающее действие.

Ситуации в игре можно и нужно менять, чтобы научить детей легко адаптироваться к новым условиям.

 

Вывод.

При применении методов арттерапии на коррекционно-развивающих занятиях,

у дошкольников выработались способы саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития. У детей произошло снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере, сформирована эмоциональная регуляция в соответствии с возрастом.

У детей развита познавательная деятельность и целенаправленное формирование высших психических функций, согласно возрастной норме.

Взяты на сопровождение дети с выявленными творческими способностями, даны рекомендации воспитателям и родителям.

 


 

 

1.Воронова, В.В. Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра / В.В.Воронова, Е.С.Колесник. - Текст: непосредственный//Молодой учёный.-2021.-№ 30

2.Глухова, А.Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А.Е.Глухова.- Текст: непосредственный //Молодой учёный.-2014.- № 17

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×