Использование лингвомоторных опор при обучении говорению в рамках изучения английского языка (младшие школьники)
Новикова Арина Дмитриевна
учитель английского языка
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей – инженерный центр» Советского района города Казань, Россия
Аннотация: Статья раскрывает особенности использования лингвомоторных опор при изучении английского, как иностранного, языка. В работе отражается взаимосвязь двигательной и психической активности, что создает благоприятные условия для формирования лексико-грамматических навыков младших школьников. Представленные методические приемы могут быть внедрены в преподавание иностранных языков в начальной школе.
Ключевые слова: лингвомоторные опоры, английский язык, начальная школа, технология обучения.
Abstract: The paper reveals features of using linguistic-action-oriented support in learning English as a foreign language. The article focuses on the motor influence on mental activity. Children’s psycological characteristics create advantageous conditions to develop lexico-grammatical skills. Methodological techniques presented in the report can be used in teaching foreign languages in primary school.
Key words: linguistic-action-oriented support, the English language, primary school, learning technique.
Введение
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, к изучению обязателен один иностранный язык.
Среди выделенных умений, отражающихся в планируемых результатах изучаемого предмета области «Иностранные языки», одним из наиболее важных является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции для успешной социализации в рамках межкультурного общения, возможности расширения кругозора. Коммуникация может быть рассмотрена как ведущая цель изучения иностранных языков, ребенок должен уметь общаться на иностранном языке, чтобы находить новую информацию, обсуждать проблемы, убеждать, вести переговоры и т.д. [4]
Говорение – сложный вид речевой деятельности, с помощью которого осуществляется обмен информацией, основывающийся на синтезе грамматических и лексических единиц, отвечающих той или иной коммуникативной ситуации. Зачастую у младших школьников отмечается несоответствие уровней знаний и средств их передачи. Учитель, используя традиционные средства обучения в комплексе с индивидуальным выбором нестандартных, постоянно находится в поиске инновационных эффективных технологий, с целью накопления лексико-грамматического запаса.
Изложение основного материала статьи
Обучение говорению на начальном этапе изучения английского языка выступает одной из самых важных проблем методики обучения. Оно характеризуется сложным мыслительным процессом, задействующим память, внимание, речевой слух. Высказывания разнятся от легкого выражения эмоционального состояния через междометия, указания предмета, реакцию-ответ до детально-расширенного выражения мнения, отношения на иностранном языке. Переход от слова к предложению обусловлен отличающейся степенью участия высших психических функций.
У каждого из нас есть свои основные каналы восприятия информации, которые в методической литературе принято называть репрезентационными системами. Репрезентационные системы – это способы восприятия понимания поступающей информации, преимущественный способ обработки и повторного воспроизведения информации. В процессе обучения выделяют три репрезентативные системы: визуальные (образы), аудиальные (звуки), кинестетические (ощущения, движения) [2].
Учитывая возрастные особенности обучающихся, учителю нужно задействовать все каналы восприятия и обработки информации. В возрасте 6-11 лет внимание неустойчиво, доминирует наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. На уроках младший школьник сталкивается с необходимостью запоминания и хранения в памяти большого объёма информации на втором языке: слов, словосочетаний, текстов, грамматических конструкций, правил. Во время речевого высказывания одновременно происходит предвидение конечной фразы, осмысление, вызов из памяти лексических единиц, их воспроизведение, что в совокупности является сложной задачей для обучающихся младшего школьного возраста. Соответственно, презентация языкового материала должна вызывать эмоции и заинтересованность учащихся, повышать интенсивность предъявления учебной информации и стимулировать непроизвольное запоминание.
Важно помнить о существующей связи физической и умственной деятельности. Не только мозг посылает сигналы телу, но и наоборот. В детских психомоторных действиях коренятся мысли, а у детей с нарушениями двигательной активности наблюдается отставание умственного развития.
Крупная и мелкая моторика являются одной из предпосылок гармоничного развития у детей высших психических функций. Возникающие нервные импульсы при выполнении разнообразных телодвижений, стимулируют развитие мозга. Важной его функцией является способность запоминать и воспроизводить материал по подсказке. Существуют вербальные (словесные) и невербальные (изобразительные, двигательные) опоры, учитель не может ограничиваться одним видом, необходимо рационально сочетать все виды.
Внедрение лингвомоторных опор-стимулов оптимизирует объём и качество запоминания материала и его воспроизведения. Конкретные движения и становятся опорами после многократного повторения, активируя вербальные реакции в определённой ситуации. В основе лингвомоторных опор-стимулов лежат мышечные движения.
Н.А. Бернштейн (1947) выделил пять основных уровней организации движений. Ведущий уровень определяется задачей и смыслом [3]. В основном при реализации сложных движений задействуется не один уровень, а несколько. К примеру, в процессе письма человек организует деятельность с помощью всех пяти уровней. Однако движения могут выступать средством достижения не только материальных задач, но и ментальных. Часть мозга, мозжечок, отвечает за мышечные движения, а также участвует в процессе обучения. Обучение и телодвижения неразрывно связаны. Например, на уроках английского языка каждое мышечное движение может найти конкретное содержание для дальнейшего воспроизведения, став лингвомоторной опорой для обучающихся.
Лингвомоторная опора – результат взаимодействия психической и двигательной активности, с целью лучшего запоминания информации и её повторного воспроизведения. Происходит некое кодирование информации: слово/словосочетание обретает невербальную форму, взаимодействуя с образной, моторной и эмоциональной памятью. Моторная память более долговременна в сравнении с ментальной. Соответственно, если вводимую информацию подкрепить конкретными движениями и эмоциями, обучающийся сможет выучить её значительно легче. Жесты выступают посредником между учебным материалом и его запоминанием, а также благоприятно влияют на снятие трудностей порождения высказывания учащегося. Лингвомоторная опора обеспечивает более эффективное запоминание, способствует развитию фантазии и мышления.
Яркая речевая опора, обостряет функции понятийного мышления, поэтому выражение мыслей в устной форме происходит легче и точнее. Именно тело может эффективно воздействовать на мысли и чувственную сферу ребёнка, способствуя прочному усвоению информации. Упрощается запоминание, исчезает страх порождения высказывания. Даже неподготовленные учащиеся проживают ситуации успеха, на уроке создаётся благоприятная атмосфера, формируется положительное отношение к предмету. Это происходит, благодаря раздвоению пути к достижению цели. На этапе внутреннего программирования (лексического развертывания и грамматического конструирования) подключаются двигательные манипуляции. Сначала осуществляется движение, которое стимулирует вызов лексико- грамматических единиц, а затем они реализуются во внешней речи.
Основная цель вышеописанной технологии – помочь порождению речевого высказывания посредством связи психических функций и крупной моторики. С помощью опор можно извлечь информацию из глубин памяти. Лингвомоторные опоры способствуют установлению связей вербальной составляющей языка.
Такие опоры играют важную роль на этапе развития экспрессивных умений в устной и письменной речи, они помогают обучающимся не сбиться во время высказывания, становясь «якорем». Выполняя движения, на память будут приходить слова и словосочетания. В силу недостаточных знаний и неуверенности в себе, обычно младшие школьники дают ответ без особого желания, испытывая определённый стресс. Но использование двигательных опор увеличивает возможность вспомнить вербальную основу, соответственно, шансы грамотно осуществить высказывание выше. Жесты и движения должны представлять собой образы, ассоциации. Когда ученик (ученица) будет свободно и в хорошем темпе воспроизводить заученную информацию, через определённое время он сможет создать своё высказывание.
С целью выявления эффективности применения лингвомоторных опор при обучении английскому языку у младших школьников как средство развития soft skills на базе МАОУ «Лицей – инженерный центр» Советского района г. Казани, был проведён педагогический эксперимент в рамках уроков английского языка и курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы и предусматривает изучение тем в начальной школе согласно учебному плану образовательного учреждения: 33 часа в 1 классе, 68 часов в 2-4 классах. Программа построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания [1]. Цикл тем и лексики отличается от основного курса английского языка, объём и специфика материала требуют от учителя творческого подхода, поэтому использование лингвомоторных опор может способствовать более качественному усвоению знаний.
На уроках английского языка (2 часа в неделю) и курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» (1 час в неделю) примером эффективности применения лингвомоторных опор служит опыт работы в 1 классе. В группе 17 обучающихся, возраст 7-8 лет. Лексика тем «Времена года», «Погода» вводилась через движения крупной моторики, обогащенными эмоциональной составляющей. На третью неделю обучения вводились прилагательные: ветреный, снежный, жаркий, холодный и т.д., каждое слово подкреплялось мышечными движениями. Ветреный – махообразные движения руками вперёд, снежный – имитация ловли снежинок, жаркий – короткое движение ладонью, холодный – перекрёстное прикосновение кистей рук на плечи и наклон туловища в сторону и т.д. Два занятия заучивание слов происходило изолировано, вне грамматических структур, сочетаясь с изобразительно-иллюстративной наглядностью, но каждый раз проговаривание (хором и индивидуально) сопровождалось фиксированными движениями.
На последующих занятиях добавилось безличное местоимение it и глагол-связка is простого настоящего времени Present Simple. Подлежащее it «ловят» правой рукой в кулак и глагол-связку is – левой, на предикатив совершают имитирующее нужную погоду движение. В первые недели обучения учащиеся уже успешно использовали в речи простые предложения с использованием безличного местоимения и глагола связки it is. Зрительно-двигательная опора обеспечила более эффективное запоминание.
Отработка грамматической конструкции продолжалась в рамках и последующих тем: «Школьные принадлежности», «Цвета» и т.д. Затем играя в «Что это?» обучающиеся в игровой форме учились задавать вопросы, меняя местами кулаки, получались вопросы «Is it green? Is it cloudy? » и т.п. Следующим шагом стал ввод отрицательного предложения. Добавилась отрицательная частица not в сопровождении с нахмуриванием бровей и резким движением руки в бок, что способствовало непроизвольному запоминанию конструкции.
По окончании первой четверти вместо изолированных слов к запоминанию, первоклассники грамотно смогли назвать предметы, что их окружают, задать вопросы и дать ответы, избегая со стороны учителя объяснений правил Present Simple. Через движения кодировался шаблон и каждый ученик непроизвольно запоминал содержательную сторону, затем воспроизводил. Каждый раз при использовании лингвомоторных опор на память обучающихся приходили нужные слова.
Результат наблюдения показал, в зависимости от уровня подготовки участников группы, у части младших школьников сначала осуществлялось воспроизведение по памяти движения, затем происходил процесс припоминания, а затем уже и воспроизведение, у обучающихся с уровнем знаний выше отмечено синхронизированное мышечное движение и речевое высказывание. Процент грамматических ошибок ниже обычного, отсутствовала типичная ошибка начального уровня изучения английского языка, пропуска глагола.
Экспериментальная группа продемонстрировала высокий уровень мотивации, заинтересованность и легкость порождения высказывания, ведь сами опоры воспринимаются обучающимися как элемент игры. Движения оказывают благоприятное влияние на качество, скорость и количество запоминания языкового материала.
Во 2 классе на уроках «Мир вокруг нас» в рамках темы «Солнечная система», помимо отдельных основных названий планет и звёзд, дети могут запомнить целый текст. Например, солнце было показано расправленной ладонью, где пальцы – лучи солнца, глагол-связка is – вертикальным положением предплечья, внешне схожим с первой буквой I, far away from проговаривалось в процессе поворота тела на 360 градусов, имея образно-смысловую нагрузку «далеко», а сама Земля изображалась резким движением рук вниз с расправленными пальцами кистей, имитируя корни растения, что уходят в землю (слово earth было закодировано этим движением в рамках темы «Растения»).
Предложение The Sun is far away from Earth кодируется описанными движениями в фиксированном порядке, добавляется иная информация в соответствии с логикой изложения. Воспроизводя по подсказкам информацию, ребёнок редко допускает ошибки, что добавляет ему веру в себя и в свой успех. Для преодоления трудностей, вся информация к запоминанию проговаривается группой в классе. Такой способ запоминания материала превратит обычный текст в увлекательное действо, создав благоприятные условия для развития собственных речевых навыков. Более того, у обучающихся развивается концентрация внимания, критическое мышление и учебная мотивация.
С помощью лингвомоторных подсказок любую тему можно раскрыть ярко и запоминающе. Опыт применения лингвомоторных опор во втором и третьем классах показал, что спустя некоторое время часть учеников перестаёт использовать движения, начиная воспроизводить шаблон по памяти. Другая часть продолжает подкреплять речь опорами, двигаясь в своём темпе. Все вводимые движения ассоциируются с реальными образами, сами дети охотно придумывают образы-сравнения, исключается монотонный ход урока, снижается уровень утомляемости.
Ещё одним из преимуществ использования лингвомоторных опор является снятие языковых барьеров (лингвистического и психологического), сохранение и повышение заинтересованности обучающихся. Раз за разом подкрепляя речь движениями, у обучающегося возникает ощущение уверенности в своих силах. В дальнейшем необходимость осуществлять моторную деятельность при говорении будет снижаться, переходя в классическое монологическое или диалогическое высказывания. Младшие школьники могут трансформировать имеющиеся в голове шаблоны и создать самостоятельное высказывание по ним, полноценное рассуждение или высказывание собственного мнения по теме возможно будет только в будущем.
С целью создания дополнительных условий для общения на английском языке, можно включить в работу игровые ситуации, которые будут способствовать формированию коммуникативных навыков и умений младших школьников. При совместной работе обучающиеся учатся определять цель, распределять время и роли, принимать решения, договариваться между собой и т.д. Индивидуальный потенциал обучающегося, куда включена его коммуникабельность, мотивированность, интерес, словарный запас, грамматические знания, формируется уже в начальной школе.
Выводы
Процесс реализации лингомоторных опор в качестве инновационной технологии на уроках английского языка и во внеурочной деятельности у младших школьников оказывает положительное влияние на скорость и прочность усвоения языкового материала, сокращает типичные грамматические ошибки во время высказывания, исключает монотонность хода урока и утомляемость, способствует снятию языковых барьеров. Представленная технология может быть внедрена в преподавание иностранных языков в начальной школе.
Список литературы
Гаврилова Е.М.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» на английском языке (
World
Around
Us
) для 1-4 классов // Внедрение новых педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.
–
Казань, 2018. – С. 3-7.
Попова Э.И. Обучение основам говорения на иностранном языке в средней школе // Опорная схема как средство обучения устному монологическому высказыванию в 7 классе средней школы. Иркутск: ИГПИ, 1985.
–
110 с.
Понятие психомоторики и уровни организации движений
[Электронный ресурс]. URL:
https://superinf.ru/view_article.php?id=177
(дата обращения: 15.10.2020).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат