Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР).
Проводила учитель-дефектолог МДОУ «Д/С 142» Котова Н.Н.
Тема «Одежда и обувь»
Задачи:
активизация словаря;
закрепление лексики по теме;
закрепление понимания категории числа существительных;
практическое усвоение предложно-падежной конструкции типа «на голову»;
различение понятий «одежда» и «обувь»;
различение одежды для дома и сезонной верхней одежды;
уточнение названий деталей одежды;
развитие фразовой речи;
развитие слухового и зрительного восприятия, памяти
;
развитие координации движений;
развитие мелкой моторики рук
.
Оборудование: кукла, одежда и обувь для куклы, предметные картинки (куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, носки, рубашка, варежки, сапоги, тапочки, туфли, ботинки, сапоги); картинки «Девочка одевается», «Девочка обувается»; предметные картинки по теме, детская одежда (куртка, шапка, варежки, брюки), мяч, матрешка, парные картинки («сапог»-«сапоги», «носок»-«носки», «ботинок»-«ботинки», «варежка»-«варежки», «перчатка»-«перчатки»), детская куртка, платочки (по числу детей), веревка, магнитофон, аудиозапись народной танцевальной музыки.
Предварительная работа: накопление словарного запаса по теме.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. И она хочет нам рассказать, как она собиралась к нам в детский сад.
2. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая игра «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается»
Логопед показывает детям, как кукла Катя «одевается» и «обувается». По ходу игры называет предметы одежды, привлекая внимание детей к деталям, спрашивает, какого цвета эти предметы.
Игра-повторялочка. Имитация движений при надевании предметов одежды, называемых логопедом. Дети называют то, что они «надевали». Закрепление обобщающего понятия «одежда», «обувь».
3. Закрепление пройденного.
Дидактическая игра «Какую одежду (обувь) я спрятала?»
Для запоминания берется по четыре предметных картинки с изображением одежды. Игра проводится аналогично игре «Что пропало?» .
Логопед: Дети, закройте глаза. Открывайте, назовите предмет, которого не стало
Различение понятий «одежда» и «обувь»
На мольберт (доску) выставляются картинки «Девочка одевается» и «Девочка обувается». На столе разложены предметные картинки с изображением одежды и обуви. Ребенок выбирает картинку, которую называет логопед, и с его помощью определяет, одежда это или обувь. Далее картинка ставится на мольберт к соответствующему ей изображению девочки.
Логопед: Ребята, нужно разделить картинки с одеждой и обувью.
4. Игра с речевым сопровождением
Логопед: поиграем с куклой Машей.
Дети встают в круг. Один из них - в центре (например, девочка по имени Валя). Дети водят хоровод вокруг Вали, а логопед произносит стихотворный текст, называя имена детей-участников игры:
По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла.
Валя тапки примеряла, чуть надела, захромала.
Стала Валя выбирать, Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
- На, надень и попляши.
Валя «передает тапочки» тому из детей, чье имя названо логопедом в тексте.
5. Дидактическая игра «Надену дома, надену на улицу».
Логопед: кукла Маша хочет узнать, что надевают на улицу, а что дома. Логопед бросает поочередно мяч каждому ребенку, называя какой-либо предмет одежды. Дети возвращают мяч логопеду, отвечая по следующему образцу: «надену дома» или «надену на улицу». Например: шорты (надену дома), шапку (на улицу) и т.д.
6. Дидактическая игра «У кого что?»
Логопед раздает детям по одной из парных картинок, на которых изображен один предмет или пара предметов одежды и обуви. Кукла Маша просит вас ответить на вопрос и поднять картинку:
- У кого сапог? (У меня.)
- У кого перчатки? (У меня.) И т.д.
Затем дети меняются картинками, игра продолжается.
7. Уточнение названий деталей одежды, обуви
Логопед: Кукла Маша хочет рассказать вам о деталях одежды и обуви. Логопед показывает, называет и просит детей повторять за ним: «воротник», «рукав», «рукава», «карман», «карманы», «пуговица», «пуговицы», «молния», «капюшон», язычок, липучка, шнурок, подошва.
8. Игра с речевым сопровождением «Мы платочки постираем».
Кукла Маша принесла платочки для вас. (У детей в руках платочки. Между стульями натянута веревка). В соответствии с текстом, который произносит логопед, дети производят действия. Логопед помогает им, показывая, как и что надо делать. В конце игры звучит народная танцевальная музыка.
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем.
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
А теперь мы все платочки
На веревку отнесем.
Пусть посохнут все платочки,
А пока мы отдохнем.
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.
Мы платочками помашем,
С ними весело попляшем.
9. Дидактическая игра «На что наденем?»
Логопед учит детей правильному произнесению предлога «на» и окончаний существительных.
- На что наденем шапку? (На голову)
- На что наденем шарф? (На шею)
- На что наденем сапоги (брюки, носки, колготки)? (На ноги)
- На что наденем варежки (перчатки)? (На руки)
10. Игра на развитие мелкой моторики «Помоги Маше». «Застегни куртку», «Застегни рубашку», «завяжи шнурки».
11. Итог. Логопед: Сегодня кукла Маша весело провела с нами время. Ей очень понравилось у нас в гостях. А еще она помогла нам вспомнить все про одежду и обувь. Кукла Маша с нами прощается.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат