Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Приемы обучения смысловому чтению. Ромашка Блума. Работа №61935

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Приемы обучения смысловому чтению. Ромашка Блума
Работа:

Ярославцева И.И

МОУ Газимуро-Заводская СОШ

учитель начальных классов.

Приемы обучения смысловому чтению в начальной школе.

«Ромашка Блума».

 

В настоящее время, в период глобальной информатизации общества, необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Сейчас обучающемуся недостаточно владеть лишь техникой чтения, он должен «овладевать навыками смыслового чтения текстов». Одним из приёмов обучения смысловому чтению является «Ромашка Блума».

Приём «Ромашка Блума» стал очень популярен в последние годы благодаря своей эффективности в развитии критического и творческого мышления у детей. Во - первых это новая технология, способствует обогащению словарного запаса, позволяет изучать любой материал на разных уровнях сложности с помощью вопросов.

В настоящее время многие ребята испытывают проблемы в обучении. Одной из причин является несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, т. е использовать свои ресурсы: сосредоточиться на учебном задании целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний.

Автором этого метода является американский психолог Бенджамин Блум. В XX веке им была разработана педагогическая классификация уровней познавательной деятельности, согласно которой ученики в процессе обучения поднимаются по шести ступеням, начиная от простого воспроизведения информации до сложных мыслительных операций. Это и легло в основу методики, которая в настоящее время называется «Ромашка Блума».

- «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот приём широко используется в обучении. Он универсален, походит как для начальных классов, так и для старшей школы. Способствует развитию мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Рассмотрим подробно особенности каждого лепестка метода «Ромашка Блума».

Простые вопросы: после прочтения текста используется, когда требуется назвать факты или какую-то конкретную информацию: кто? что? когда? где? как? сколько? Для ответа на эти вопросы требуется прочитать текст и активизировать работу памяти. Формулируются вопросы такого вида со слов: «Назови …».

Уточняющие вопросы: с помощью данных вопросов устанавливается обратная связь с собеседником, чтобы конкретизировать только что полученную от него информацию. Также эти вопросы помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Начинаться такие вопросы могут « Вы имели ввиду, что…?, «То есть ты говоришь, что…?

Объясняющие вопросы: эти вопросы начинаются со слова «Почему…?». Данные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о каких-то вещах, выяснить непонятные причины поступков людей.

Творческие вопросы: в вопросах данного вида всегда присутствует частица бы, то есть предположение или прогноз. Формулировка данного вопроса начинается со слова «Придумай…» ( Могло бы измениться..? Придумай, что случится, если …? Какие события произойдут в рассказе после…? Когда ребенок отвечает на такие вопросы, у него развивается фантазия, и лучше усваивается учебный материал. Так как ученик может свободно преобразовывать информацию.

Практические вопросы: у вопросов данного вида цель-проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо дети умеют приводить свои примеры к какой-либо ситуации. Такой вопрос нужно начинать со слов «Предположи…». Например, «Предположи, что можно сделать из…?», «Где ещё можно использовать ….?», «Где в жизни можно это наблюдать?».

Оценочные вопросы: данные вопросы помогают выяснить критерии каких-либо событий. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы. Такие вопросы детям можно задавать начиная со слова «Поделись, как ты относишься к..?», «Почему это плохо, а не хорошо». Эти вопросы затрагивают эмоциональную сторон учащихся и способствуют лучшему пониманию своих чувств.

Прием Ромашка Блума может использоваться на любом уроке. Я начинаю работать с данным приемом со второго класса, и к четвертому ребята уже сами задают друг другу вопросы. Класс заранее делится на шесть групп, каждая получает свой вид вопроса. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы, обсуждая друг с другом. Учитель следит за их работой. Затем дети задают свои вопросы участникам других групп.

В своей практике я часто использую данный прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить как дети поняли содержание того или иного текста.

Учителю необходимо следить чтобы, например, уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Объясняющие вопросы должны быть заданы тогда, когда интересно услышать ответ, а не просто дети будут проявлять свою фантазию.

Важно не только учить детей задавать вопросы и отвечать на них, а ещё чтобы дети различали их типы. Можно учащимся предложить составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это надо после того, как ребята уже хорошо усвоят этот прием.

Ромашку Блума можно использовать в любом типе урока. Этот прием научит ребят задавать вопросы, осознанно читать тексты.

Список использованных источников

Акименко В. М. Новые педагогические технологии:

учебно-метод

. пособие. — Ростов н/Д

:

Феникс, 2008.

Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д

:

Феникс, 2008.

Гин

А. Приёмы педагогической техники. — М.

:

Вита-Пресс, 2003.

https://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767

https://lifemotivation.online/

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×