«Система использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня детей старшего дошкольного возраста».
Автор: воспитатель по плаванию
МБДОУ детского сада № 41 г. Ставрополя
Ретинская Ирина Дмитриевна
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения обусловлена сложившейся в настоящее время в нашей стране социально-экономической, социально-педагогической и медико-педагогической ситуацией.
Усилия здравоохранения по сохранению здоровья детей в настоящее время представляется полумерой, так как слишком высок уровень патологической пораженности детей и подростков. Это наталкивает на размышление о том, что будет дальше. По исследованиям ученых (В.П.Казначеев, К.В.Орехов, В.Ф.Базарный, В.И.Гарбузов, Р.Н.Айзман и других) этот прогноз не утешителен.
Сегодня, согласно данным Центра охраны здоровья детей РАМН (ак. А.Баранов), из каждых тысячи младенцев, рождающихся в Российской Федерации, до 800-900 с теми или иными врожденными дефектами и аномалиями развития.
По мнению Ю.П. Лисицина, В.П. Петленко здоровье индивида лишь на 8-10% зависит от качества здравоохранения, а на 50-55% от образа жизни самого человека. Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит «здоровосозидающая» (педагогическая) задача. Формирование здорового образа жизни возможно только в процессе специального педагогического воздействия.
Одним из первых, кто понял, что справиться с негативной тенденцией в здоровье подрастающего поколения с помощью здоровье охранительных мероприятий невозможно, был известный отечественный ученый – фармаколог И.И. Брехман. Он впервые указал на то, что значительную часть работы по обеспечению здоровья человека обязана взять на себя система образования. Проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения может быть успешно решена только на педагогической «здоровосозидающей» идее – путем преобразования системы дошкольного образования на здоровьесберегающей основе и формирования у детей, начиная с дошкольного детства, мотивации на здоровый образ жизни.
По мнению В.Ф. Базарного главным критерием оценки качества и эффективности работы здравоохранения, образования и семьи, в том числе оценки уровня профессиональной пригодности педагога для работы с детьми (в плане качества его общения, побуждения мотивации и интереса к учебе у детей) должна стать оценка динамики показателей психического, телесного и творческого развития всех детей.
В современной стратегии образования актуализируется значимость молодого поколения как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющегося основой физического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития человека. Поэтому воспитание культуры здорового образа жизни личности, эффективно управляющей состоянием своего здоровья, является важнейшей задачей педагогики.
Необходимо создать благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, такого образа жизни, которые соответствуют укреплению здоровья. Здоровому образу жизни надо учиться.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и другие).
По их мнению, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольника, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья, начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.
На передний план выходят здоровьесберегающие технологии и их применение в воспитательной работе с детьми. Я предлагаю вам познакомиться с системой их использования.
Система использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня детей старшего дошкольного возраста.
№
Здоровьесберегающие технологии
Особенности организации
I Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
1
Прием детей на улице
ежедневно
2
Утренняя гимнастика и су джок
10-12 минут ежедневно
3
Бег
2 раза в день
4
Физминутка
на каждом занятии
5
Танцевальная пауза
между занятиями
6
Пальчиковая гимнастика
ежедневно
7
Мимическая гимнастика
2 раза в неделю
8
Гимнастика для глаз
ежедневно
9
Точечный массаж
2 раза в день
10
Психогимнастика
2 раза в неделю проводится психологом
11
Элементы корригирующей гимнастики
2 раза в неделю на каждом занятии по плаванию
12
Подвижные игры и упражнения на прогулке циклические
25-30 минут ежедневно
13
Музыкальная побудка и упражнения в постели
ежедневно после дневного сна
14
Босохождение
ежедневно после дневного сна
15
Контрастное закаливание и профилактика плоскостопия
10 минут ежедневно после сна
16
Индивидуальная работа по развитию движений
12-15 минут ежедневно на вечерней прогулке
II Учебные занятия
1
По физкультуре
2 раза в неделю
2
По здоровьесбережению
1 раз в месяц
3
По плаванию
1 раза в неделю
4
Музыкальное
2 раза в неделю
III внегрупповые (дополнительные) виды занятий
Спортивно-оздоровительные кружки
1 раз в неделю
1
Гимнастика
2
Плавание
3
Хореография
4
Вокал
5
Театральная студия
6
Изодеятельность
IV Спортивные секции
1
Тхэквондо
2 раза в неделю
2
Футбол
V Медико-профилактические мероприятия
1
Утренний фильтр
ежедневно
2
Полоскание горла
ежедневно после дневного сна
3
Кислородный коктейль
3 раза в год
4
Профилактические мероприятия простудных заболеваний
в холодный период года
VI Совместная физкультурно-оздоровительная работа с родителями
1
Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ
по желанию родителей и воспитателей
2
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
во время подготовки и проведения физкультурных досугов и праздников
3
Домашние задания
определяются воспитателем
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат