Рекомендации для педагогов по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями зрения.
1. На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
2. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
3. Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка – левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе за столом.
4. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
5. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету, чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
6. На занятии используется наглядный материал:
реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов, плоскостной и объемный;
размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15 – 20 см.;
размер раздаточного материала – в зависимости от остроты зрения.
7. Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе.
8. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
9. На занятии необходима физ.минутка и пауза для проведения гимнастики для глаз.
Профилактика и коррекция нарушений зрения.
Виды деятельности, используемые на коррекционно-развивающих занятиях тифлопедагога.
Эти виды работы используются на всех видах коррекционных занятий тифлопедагога.
1.Обкалывание, выкладывание из мозаики, семян, ниток, бус, палочек; закрашивание,
штриховка, обводка через кальку, светящийся экран;
2.Обведение трафаретов;
3.Прорисовка контура по точкам;
4.Лабиринты (развитие глазодвигательных и прослеживающих функций, зрительно-моторной координации, внимания);
5.Обведение картинок через светящийся экран;
6.Установление последовательности;
7.Нахождение несоответствий и сравнение;
8.Группировка
9. Классификация, обобщение, выделение признаков;
10.Выразительные движения;
11.Работа на листе в клетку (графические диктанты, срисовывания по образцу, составление орнамента, продолжение ряда);
12.Составление разрезных картинок;
13.Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти;
14.Упражнения на развитие мышления;
15.Творческие задания.
Специальные виды коррекционной деятельности.
зрительная гимнастика
(используется
на любом этапе занятия);
релаксационные упражнения
(проводятся
после усиленной зрительной нагрузки);
психодинамическая пауза для снятия эмоционального, мышечного и зрительного напряжения
(может
проводиться в середине занятия или по мере необходимости).
Виды деятельности, используемые на коррекционно-развивающих занятиях по социально-бытовой ориентировке.
-Поэтапное обследование объекта (натуральный объект, муляж, игрушка, иллюстрация,
cсюжетное изображение) по словесной инструкции педагога, по алгоритму, по схеме с подключением мануальных обследовательских действий, слуха, обоняния, кинестетических
и тактильных ощущений.
-Выделение частей объекта, их формы, величины, цвета, пространственного положения.
-Определение свойств и качеств объекта.
-Определение назначения объекта.
-Поэтапное обучение приемам деятельности с объектом.
-Выделение частей объекта, их формы, величины, цвета, пространственного положения.
-Определение свойств и качеств объекта.
Виды деятельности, используемые на коррекционно-развивающих занятиях по развитию зрительного восприятия.
-Обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины
с подключением мануальных действий.
-Формирование понятий «цвет», «форма», «величина», называние эталонов цвета, формы и величины точным словом.
-Выделение заданного цвета, формы, величины из множества других вблизи и на расстоянии.
-Сериация по величине по убыванию/возрастанию, цветонасыщенности.
-Группировка эталонов и предметов (цвет, форма, величина).
-Соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине (например, среди нескольких предметов, различных по толщине, выбрать зрительным способом точно такой же, как предложенный. При проверке можно использовать прием приложения.
-Дифференциация сходных форм (н-р: разложить на группы овалы и круги)
-Рисование «паспорта» (вид с разных точек зрения) объемных форм.
-Узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении.
-Узнавание предмета в модальностях (с разных точек зрения, в стилизованном изображении)
-Опознание контурных изображений по деталям.
-Выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля.
-Совмещение контурных изображений и наложение их один на другой с разной заслоненностью.
-Узнавание целого по части.
-Составление целого из частей предметного, силуэтного, сюжетного изображений
(разрезные картинки, аппликация).
-Анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики, танграм, пазлы.
Специальные способы целенаправленного развития зрительного восприятия.
1.Зрительное выделение всех объектов на сюжетном изображении.
2.Восприятие картины по плану, выделение 1,2,3 планов сюжетного изображения.
3.Детальное рассматривание одного объекта.
4.Узнавание предметов в различных взаимозависимостях между ними.
5.Установление взаимозависимостей между объектами, причинно-следственных связей.
6.Определение взаимоположения объектов на картине и пространственных соотношений
между изображенными объектами.
7.Моделирование картины предметными изображениями, схемами, силуэтами, фишками.
8.Моделирование картины детьми, «оживление» сюжетного изображения.
9. Использование приемов «вхождения» в картину (восприятие подключением слуховых,
тактильных, кинестетических ощущений).
10.Нахождение несоответствий.
11.Составление рассказов и историй.
Виды деятельности, используемые на коррекционно-развивающих занятиях по ориентировке в пространстве.
-Измерение удаленности объектов (расстояния) практическими способами: прохождение
шагами, пальцами руки, условными мерками, выкладывание мелким материалом, шнуром.
-Прослеживание взором движений катящихся объектов.
-Восприятие удаленности с помощью слуха.
-Моделирование удаленности пространства на подставках с прорезями (заслоненность) и
перфорированных досках.
-Построение изображений по законам перспективы (наложение контуров, уменьшение величины объекта, расположение на плоскости в соответствии с его удаленностью).
-Упражнения на бросание, метание, прокатывание...
-Обследование пространства и выделение пространственных признаков относительно разных точек отсчета.
-Узнавание объектов окружающего пространства по информативным признакам на поли-
сенсорной основе.
-Узнавание и называние направлений относительно себя, относительно предмета.
-Оценка взаимоположения предметов.
-Моделирование пространства на макете (мелкие игрушки, декорации), на перфорированной доске (предметные и силуэтные изображения объектов на штырьках, детали мозаики), на фланелеграфе (предметные и силуэтные изображения, заместители,
символы) и др.
-Составление и чтение планов, схем.
-Составление рассказов о маршруте движения.
14.Использование ориентиров при чтении карт, схем.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат