Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Овладение связной речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка и т.п.
Давно установлено, что к 4-5 годам у детей появляются существенные различия в уровне речи детей. В развитии связной речи ребёнка в данном возрасте главной задачей является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания в логопедических группах строится по тематическому принципу обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей. Все литературные произведения, сказки, описания предметов, картин подбираются по той теме, которая изучается в течение всей недели.
При проведении занятий по обучению детей с ОНР выдвигаются следующие задачи:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
- усвоение норм построения такого высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения;
- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
- обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию связывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.
При развитии у детей с ОНР связной речи используются все ее традиционные формы, но важно учитывать специфику речевых возможностей детей. В формировании связной речи играет роль пересказ у детей с ОНР. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.
Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей.
Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат