Обобщение опыта совместной работы музыкального руководителя и воспитателя по развитию детской одаренности средствами театральной педагогики в рамках дополнительного образования дошкольников.
Создание условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей, поддержка и развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации.
Большинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований. Это важно не столько для последующей жизни, сколько для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Существует так же точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет невозможно. Педагог должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия специалистов и родителей.
Хочу рассказать о совместном опыте работы с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. С целью выявления предпосылок творческой одаренности у детей ДОУ было организовано педагогическое наблюдение за детьми в различных видах музыкальной деятельности и проанализирован мониторинг освоения основной общеобразовательной программы детьми ДОО.
В результате было выявлено несколько видов творческой, психомоторной и коммуникативной одаренности у детей в зависимости от предпочитаемой деятельности: вокальная, литературная, артистическая, хореографическая, лидерская.
Дети с вокальной одаренностью проявляют умение понимать и воспроизводить мелодию, имеют развитое чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух, музыкальную память.
Литературная одаренность выявлена у детей, которые обладают речевой фантазией, умеют составлять рассказы, сказки, легко запоминают стихи.
Дети с артистическими способностями умеют «вжиться в роль», держаться на публике, обладают двигательной и речевой памятью.
Хореографическая одаренность характеризуется у детей хорошим чувством ритма, двигательной памятью и активностью, музыкальным слухом, способностью копировать движения.
Практически все дети обладают ярко выраженными лидерскими качествами: умением организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивостью в достижении цели, умением добиваться результата, стремлением контролировать ситуацию.
Педагогическое взаимодействие между музыкальным руководителем и воспитателем позволяет создать обстановку, способствующую раскрытию детской одаренности. Очень важна заинтересованность воспитателя в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ребёнок будет легче включаться в деятельность, ориентируясь на воспитателя.
Вместе с воспитателем продумываем, как интереснее провести развлечения, праздники. Определяем роли каждого на утреннике или на развлечениях. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность на занятии зависит от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Например, при разучивании игр, воспитатель показывает все движения героев. А в подготовительной группе нужно следить за качеством движений. Умения, знания и навыки, полученные детьми на занятиях музыкальной деятельности, воспитатель применяет на других занятиях и в повседневной жизни детей. При наблюдении за природой использует хорошо знакомые детям песни. В конце каждого квартала на занятиях по художественно - эстетическому развитию (рисование) дети изображают сюжет из своей любимой песни. По этим рисункам можно легко определить любимую песню ребёнка.
В подготовительной к школе группе дети чаще стали использовать самостоятельную музыкальную деятельность. Например, дети по своей инициативе, слушая музыку по радио, начинают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофоне, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах. Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе воспитатель может принять участие в их самостоятельной деятельности: петь вместе с ними, помочь в выборе песни, пляски. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Расширяется их музыкальный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоятельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражнения с отдельными танцевальными элементами, учат тексты и мелодии песен. В группе выделено место для музыкальной зоны, которая содержит технические средства для слушания, имеются портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти книги ежегодно обновляются, соответствуют возрасту детей и хорошо иллюстрированы. Подобраны иллюстрации к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают.
Имеются ударные, шумовые, свистящие инструменты, как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые, а также музыкально-дидактические игры и пособия. Для театрализованной деятельности сшиты и приобретены различные костюмы.
Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует театрализованная деятельность,
Талантливые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Для удовлетворения данной потребности в нашем ДОУ организован кружок «Играем в театр».
Работа по театрализованной деятельности, проходит через такие формы, как непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, посещение театральных постановок, фестивали, конкурсы, а также индивидуальная и подгрупповая работа с детьми. Индивидуальную работу с одарёнными детьми проводим в занимательной и интересной форме, основываясь на сюжетном построении. Воспитанники играют и фантазируют, на театральных этюдах «превращают» себя, других детей в кого или во что угодно, а мебель, посуда, камешки, и листики – превращаются в сказочные элементы.
Постановка детского спектакля является продуктом совместной работы музыкального руководителя и воспитателя; в процессе подготовки становится более тесным взаимодействие между детьми и педагогами, между воспитателем и музыкальным работником, между работниками детского сада и родителями.
В нашем дошкольном учреждении стало хорошей традицией показ итогового спектакля. Родители, видя увлеченность детей и педагогов, проявляют больший интерес к деятельности детского сада.
Подготовка к итоговому спектаклю начинается с выбора произведения. Ребята знакомятся с произведениями, разбирают по эпизодам, «примеряют» на себя роли, пробуют изобразить героев с помощью мимики и жестов используя элементы костюмов и декораций. Это помогает выявить какая роль подходит ребенку. Далее ведется индивидуальная работа с каждым ребенком: разучивание текста, работа над речью, эмоциями, жестами, движениями. Так накапливаются исполнительские навыки и умения. Следующим этапом идет работа в диалогах, группах, коллективная работа. Преодолеваются страхи детей, развивается смелость. Каждому дается возможность почувствовать себя умным, сообразительным, главным.
На представлении мы фотографируем, снимаем интересные моменты спектакля. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства. Родители помогают в подготовке костюмов для своих детей, принимают участие в подготовке атрибутов спектакля. Дети с лёгкостью перенимают приёмы игры, проявляют творческую активность, отзывчивы, эмоциональны.
Одним из первых показов был спектакль «Муха-цокотуха». Также были подготовлены постановки «Лиса и заяц», «Семеро козлят». Важно, что на спектакли мы приглашаем и детей других групп. Очень ценным достижением в нашей совместной работе с воспитателем считаю интерес детей и любовь к традиционным фольклорным развлечениям - «Масленица», «Рождественские колядки», и активное участие в подготовке развлечений родителей воспитанников.
Родители, видя увлеченность детей и педагогов, проявляют больший интерес к деятельности ДОУ. Включение родителей в образовательный процесс - одно из важных направлений работы. Родители одарённого ребёнка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и развития способностей детей. Одной из форм работы с родителями являются индивидуальные беседы, в ходе которых родители получают полную информацию о способностях ребенка, возможностях их развития. Решаются вопросы, участия в конкурсном движении. Важно, что благодаря тесному сотрудничеству с музыкальным руководителем, организованному кружку
«Играем в театр», работе с родительскими группами, родители имели возможность получить консультации по вопросам развития одаренности детей, участвовали в создании театрализованных представлений, поддерживали участие детей в городских конкурсах
Систематическая работа с одарёнными детьми приносит результаты. По результатам педагогического наблюдения, у детей, посещавших кружок, развит интерес к
вокальному и хореографическому искусству; наблюдается стремление к творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально- драматических постановках); развито умение двигаться под музыку, не бояться сцены, воспитана культура поведения на сцене, выразительное исполнение репертуара; вокально-хоровые навыки: дети владеют навыками звукообразования, дыхания; соблюдают культуру исполнения. Наши дети являются лауреатами и победителями различных творческих конкурсов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что развитие таланта - это совместный труд взрослого и ребенка. Наш опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач по музыкальной деятельности.
Автор: Иконникова О.Ю. МОУ СОШ №34 ДО 1 г.Подольск
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат