Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Конспект урока русского языка на тему" Повторение. Средства связи в предложении". Работа №62066

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Конспект урока русского языка на тему" Повторение. Средства связи в предложении"
Работа:

Тема урока русского языка 9 класс

Тема урока: «Повторение. Средства связи в предложении и тексте»

Тип урока Урок-повторение

Ключевые слова

ТЕКСТ СРЕДСТВА СВЯЗИ ИНТОНАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЧАСТИЦЫ СОЮЗЫ МЕСТОИМЕНИЯ

Базовые понятия, единые для школьного образования АЛГОРИТМ ВЫСКАЗЫВАНИЕ СВЯЗЬ ТЕКСТ

 

Этапы урока

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

2.Актуализация опорных знаний Интерактивная статья (параграф учебника)

Средства связи в предложении и тексте

Внимательно прочитай статью. Выпиши в тетрадь ее основные положения: виды связи предложений в тексте, средства связи с примерами. Запиши информацию в виде кластера или опорной схемы.

Средства связи в предложении

Предложения состоят из слов, причем эти слова должны быть связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. В предложении слова могут быть связаны подчинительной и сочинительной связью (однородные члены). 

-Существует три вида подчинительной связи между словами в предложении: согласование, управление и примыкание.

-Однородные члены предложения, связанные между собой сочинительной связью, имеют свои средства связи: союзы и интонация (при союзной связи) или только интонация (при бессоюзной).

Внимательно прочитай статью. Выпиши в тетрадь ее основные положения: виды связи предложений в тексте, средства связи с примерами. Запиши информацию в виде кластера или опорной схемы.

Виды связи в тексте

Предложения объединяются в текст. И вновь мы говорим о связи, но теперь уже о связи между предложениями в тексте. Принято выделять два типа связи в тексте: цепную и параллельную.

 При цепной связи новое предложение связывается с предыдущим с помощью повторов слов, синонимов, замены существительных местоимениями. Информация располагается линейно. 

Например: Внезапно пошел снег. Он кружил крупными хлопьями и застилал окрестные поля белоснежным одеялом. 

 При параллельной связи предложения кажутся  не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. 

 

Например: Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже 
не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом

Первое предложение (Пришла зима.) является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах. 

Средства связи в предложении и тексте Внимательно прочитай статью. Выпиши в тетрадь ее основные положения: виды связи предложений в тексте, средства связи с примерами. Запиши информацию в виде кластера или опорной схемы.

 

Среди средств связи принято выделять лексические, морфологические и синтаксические.

Средства связи в предложении и тексте

Внимательно прочитай статью. Выпиши в тетрадь ее основные положения: виды связи предложений в тексте, средства связи с примерами. Запиши информацию в виде кластера или опорной схемы.

Лексические средства связи

Внимательно прочитай статью. Выпиши в тетрадь ее основные положения: виды связи предложений в тексте, средства связи с примерами. Запиши информацию в виде кластера или опорной схемы.

Морфологические средства связи

Внимательно прочитай статью. Выпиши в тетрадь ее основные положения: виды связи предложений в тексте, средства связи с примерами. Запиши информацию в виде кластера или опорной схемы.

Синтаксические средства связи

3.Применение изученного материала

Средства связи в лингвистической сказке «Предлог» Ф. Кривина

Прочитай лингвистическую сказку Ф. Кривина «Предлог» и ответь на вопросы.

 

Какого типа связь используется в данном тексте: цепная или параллельная? Объясни свое мнение.

Почему сказка называется лингвистической?

Попробуй определить средства связи в данном тексте на всех уровнях: лексическом, морфологическом и синтаксическом, пользуясь схемой «Средства связи слов в предложении» из интерактивной статьи.

Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Кейсы по работе с информацией

4.Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Выполнение задания 2 ЕГЭ

Ознакомься с примером задания 2 ЕГЭ по русскому языку и инструкцией 
к его выполнению. 

1

Читаем задание. Прочитай внимательно задание. Определись с условиями поиска.

2.Вспомни, что такое определительное местоимение (или любая другая часть речи, которая обозначена в условии). 

Здесь нет возможности выбора ответа, поэтому ты сам должен подобрать нужное слово. 

3.Нашел! Проверил?! Можно записать ответ.

Когда ты подберешь слово, проверь, соответствует ли оно условию. 
Подходит слово все. Оно объединяет перечисленные понятия. Это определительное местоимение. 

4. Что еще нужно знать? Что может встретиться в задании: разряды местоимений, частиц, наречий, союзов, вводные слова и т. д.

Анимационный видеоролик с разбором заданий в формате ГИА

Инструкция по выполнению практической работы

5.Проверка приобретённых знаний, умений и навыков Диагностика, самодиагностика

 

Тест в формате ГИА Базовый уровень

Задание 1

Самостоятельно подбери определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Впечатай его.

1. Биосфера — область сосредоточения на нашей планете сложных разномасштабных систем обмена веществом и энергией между входящими в системы компонентами. 2. 

 эти процессы протекают в пределах верхнего слоя земной коры, водного бассейна планеты, плотного слоя атмосферы. 3. Особенностью функционирования отдельных экологических систем является наличие монотонных колебаний условий жизни во времени.

Объяснение

1. Биосфера — область сосредоточения на нашей планете сложных разномасштабных систем обмена веществом и энергией между входящими в системы компонентами. 2. Все эти процессы протекают в пределах верхнего слоя земной коры, водного бассейна планеты, плотного слоя атмосферы. 3. Особенностью функционирования отдельных экологических систем является наличие монотонных колебаний условий жизни во времени.

Задание 2

Самостоятельно подбери производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Впечатай его.

1.   закону «Об охране окружающей среды» заключение общественной экологической экспертизы становится юридически обязательным после утверждения результатов экспертизы органами государственной экологической экспертизы. 2. Если заключению общественной экологической экспертизы придается юридический статус, на экспертную общественную комиссию и ее руководителя распространяется ответственность за правильность экспертного заключения в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовным законодательством.

Объяснение

1. Согласно закону «Об охране окружающей среды» заключение общественной экологической экспертизы становится юридически обязательным после утверждения результатов экспертизы органами государственной экологической экспертизы.

По смыслу может использоваться предлог благодаря, но стилистически уместен только вариант с предлогом согласно.

Задание 3. Задание 3

Базовый уровень

Верно

Среди предложений 39–45 найди такое/такие, которое/которые

связано

/связаны с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренных слов. Напиши номер/номера этого/этих предложения/предложений.

(39) Он подходит к снегуру и медлит минуту. (40) Потом решительно, с удовольствием ударяет в него ногою. (41) Летят рога, рассыпается белыми комьями бычья голова... (42) Еще один удар — и остается только куча снега. (43) Озаренный луной, Хрущев стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки, глядит на блещущую крышу. (44) Он наклоняет к плечу свое бледное лицо с черной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска. (45) Потом поворачивается и медленно идет по тропинке от дома к скотному двору.( По И. Бунину)

Объяснение

44. Личное местоимение он (Хрущев) и однокоренные слова блещущую и блеск.

(43) Озаренный луной, Хрущев стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки, глядит на блещущую крышу. (44) Он наклоняет к плечу свое бледное лицо с черной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска.

Задание 4Среди предложений найди такое/такие, которое/которые

связано

/связаны с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напиши номер/номера этого/этих предложения/предложений. Запиши номера ответов без пробелов, запятых и других знаков препинания.

(1) Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым — дяде Жене и тете Нине. (2) Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию. (3) Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева — отъедаться. (4) А к лету собирались перебраться под Москву всей семьей на постоянное жительство. (5) Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулевку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки — это в нашей-то тесноте. (6) «А у нас в деревне был сепаратор!» — вещал он загадочно. (7) И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки.(По Ю. Чичёву)

Объяснение Правильный ответ: местоимение их (об Аносовых) в предложении 2.

Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым — дяде Жене и тете Нине. (2) Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.

В предложении 5 тоже есть притяжательное местоимение мой, но оно не связывает предложения.

Задание 5.

Среди предложений 40–46 найди такое/такие, которое/которые связано/связаны с предыдущим только при помощи форм слов и однокоренных слов. Напиши номер/номера этого/этих предложения/предложений.

(40) Он задумал очень большое дело, хочет сделать людям подарок… (41) За этим человеком охотятся исполнители приговора. (42) Настигнут обязательно. (43) Осталось очень мало времени. (44) И человек намерен за год или за два успеть прожить заново свою жизнь. (45) А что бы получилось, живи он с максимальной интенсивностью все годы? (46) Жизни у него было бы, может, побольше, чем девятьсот лет.

Объяснение 45. Однокоренные слова: прожить — живи; формы слова: год — годы.

(44) И человек намерен за год или за два успеть прожить заново свою жизнь. (45) А что бы получилось, живи он с максимальной интенсивностью все годы?

5.Подведение итогов, домашнее задание

Выполни задание самостоятельной работы. Ответ запиши в тетрадь.

Задание № 1

 

Напиши сочинение на тему «Почему необходимо охранять природу?». Объем сочинения 150–200 слов. Проанализируй его с точки зрения средств связи предложений в тексте. Приведи примеры лексических, морфологических и синтаксических средств связи.

Домашнее задание Кейсы по работе с информацией

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×