ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ КОРРЕКЦИИ
Каждый человек есть индивид, и как хорошим, так и худым может сделаться только по-своему индивидуально.
В.Г. Белинский
Взаимодействуя с детьми старшего дошкольного возраста педагогам необходимо уделять особое внимание проявлению негативных качеств в характере и поведении воспитанников.
В этом возрасте происходит расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, развивается потребность в общении. Однако, при узости сферы общения, излишней педагогической опеке, бесконтрольности поведения возникают такие отрицательные качества, как эгоизм, индивидуализм, недисциплинированность, зависть, черствость, невнимание, неуважение к взрослым.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, потребности в самоутверждении и самовыражении. Но если отсутствуют возможности для самовыражения, применения своих сил в общественных интересах, проявления детской инициативы, самостоятельности, имеет место пренебрежение к индивидуальным особенностям, своеобразию, в развитии личности ребенка появляются неадекватная самооценка, низкая требовательность к себе и завышенная к другим, неуверенность или самоуверенность, стремление к уходу из поля педагогического контроля, своеволие, безнадзорность.
В этом возрасте происходит рост физических сил и трудового опыта. Однако, при нерегулярности труда и общественных поручений, нетребовательности педагогов и родителей к результатам работы, происходит формирование трудовой пассивности, лени, иждивенству, безответственности.
Так же в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать два типа поведения, коренным образом отличающихся друг от друга, когда дошкольник нарушает нормы. Во-первых, норма нарушается неосознанно, когда ребенок действует под влиянием ситуативных желаний. Такое поведение свидетельствует о несформированности механизмов произвольного поведения. Оно выступает как возрастная особенность. Ребёнок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях. Во-вторых, при сознательном нарушении нормы ребенок осознает противоречия между своим поведением и социально одобренным образцом. В этом случае следует говорить о проступках. Чтобы показать их природу, сравним две очень схожие внешне, но на самом деле кардинально отличающиеся формы поведения: проступки и шалости.
Шалости характеризуются благожелательным отношением к людям. Ребенок активен, инициативен, изобретателен, а его поведение, окрашенное в яркий положительный эмоциональный тон, имеет бескорыстный характер.
В 5-7 лет шалости детей мотивируются вопросом “Что получится, если…?” Их источником выступает познавательное отношение у ребенка к окружающему и стремление его исследовать. Такие шалости чаще встречаются у инициативных детей, в их основе лежат положительные черты формирующейся личности: активность, инициативность, любознательность.
На протяжении всего дошкольного детства заметны шалости, мотивированные вопросом “Что же я могу?” Их источником выступает развитие самостоятельности. Такие шалости граничат с озорством. А протекают они по такой схеме: ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Так он проверяет свою силу, утверждает свое “я”, пытается как бы очертить круг дозволенного.
В основе большинства проступков лежит неизменное, но очень горячее стремление защитить свое “я” от переживаний, ущемлений и обид. К ним приводят частые наказания, немотивированные запреты, окрики, обидные прозвища, насмешки, недостаток любви и общения со взрослыми и сверстниками, чувство заброшенности и ненужности. Подчеркнем, что они появляются только тогда, когда ребенок не может положительно самоутвердиться вследствие неправильной по отношению к нему позиции взрослого. Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку. Они и формируют отрицательные черты характера.
Чаще всего у дошкольников формируются такие отрицательные черты характера как упрямство, лживость, драчливость. У ребенка, часто совершающего упрямые поступки, в каждом из этих поступков имеются такие характерные признаки: привычное сопротивление воле других людей и стремление настоять на своем, преобладание чувств над разумом, избыточная требовательность к другим при недостаточной требовательности к себе.
Главным из общих признаков упрямства является разумно не мотивированное сопротивление чужой воле, строптивая установка, “дух противоречия”, почитающий рефлекторно и привычно действовать при действии чужой воли на волю ребенка.
Часто взрослые путают поступки “упрямых” с проявлениями силы, воли и характера, настойчивости, самостоятельности, принципиальности. Немецкий философ Гегель сказал: “Упрямство имеет формы характера, но не имеет его содержания” Упрямый поступок ребенка – всегда пассивная отрицательная реакция воли.
В дошкольном возрасте ввиду еще слабого развития ума и воли ребенок часто находится во власти низших чувств. Упрямство в этот период носит в основном импульсивно-автоматический характер. Оно вызывается такими сигнальными раздражителями, как слова “нельзя”, “надо”, грубой или заискивающей формой обращения.
Однако с упрямством справиться гораздо легче, чем с постоянными капризами. Капризный ребенок растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Ребенок беспринципен, не умеет прилагать к чему-либо усилий, незнаком с требовательностью.
Для преодоления этих недостатков в поведении дошкольников необходима, составленная при тесном взаимодействии педагогов, родителей (законных представителей), специалистов, программа коррекции, в которой будут учтены возрастные особенности детей и их интересы.
Необходимо разнообразить опыт общения таких детей со взрослыми и сверстниками, включать в общее дело. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает самостоятельно, тем меньше у него остается времени на капризы и упрямство. Эти недостатки исчезают далеко не сразу, и родителям и педагогам необходимо проявлять терпеливость и настойчивость.
Еще отклонение от нормы в поведении детей дошкольного возраста - это ложь. Чаще всего причина этого зла-страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Ложь отличается от детской фантазии наличием корыстного мотива, мотива выгоды.
В поведении дошкольников присутствует еще одно отклонение - это драчливость. Обычно она проявляется у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в играх и занятиях. Драчливость- следствие того, что ребенок не умеет общаться, развивать положительные отношения со сверстниками. Получая отпор от более сильных, он находит удовольствие в том, что его боятся более слабые. Ощущение своей силы приводит к еще большей драчливости и к еще большему ухудшению отношений со сверстниками. К драчливости приводит культ силы в семье, установки и побуждения «Уважают только сильных», «Дай сдачи!».
Сильнейшее средство, способствующее преодолеть недостатки характера и поведения дошкольника-оценка взрослого, так как именно он выступает для ребенка образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной-разрушает негативный. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие ребенка прямо зависит от умения взрослых оказать оценочное воздействие. Оценка должна отвечать определенным требованиям:
- быть объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как-бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать нужно не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как нужно поступать;
- быть ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнение его с поведением других детей;
- быть дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать за что оценивается определенным образом ребенок. И ребенок будет стремиться повторить верные действия, чтобы снова заслужить положительную оценку;
- быть систематичной, а не даваться от случая к случаю;
- включать сочетания вербальных и невербальных способов воздействия.
Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, ситуаций и индивидуальных особенностей воспитанников.
Существует еще несколько способов воспитания, применяемых в коррекционной работе с детьми: - убеждение; - приучение к труду и дисциплине, игнорирование, отвлечение внимания, внушение (подзадоривание); - метод отсрочки; - педагогическое маневрирование (уступчивость взрослого должна иметь лишь тактический характер. За уступкой желанию ребенка должно следовать разъяснение нецелесообразности его желания).
Таким образом, при комплексном, методически правильном подходе педагоги и родители смогут побороть в детях те недостатки поведения, которые мешают гармоничному развитию дошкольников.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат