Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий и методов обучения. Работа №62170

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий и методов обучения
Работа:
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка
и литературы с использованием современных педагогических технологий и методов обучения
О необходимости изучения русского языка и литературы, обладающих
огромным воспитательным и духовным потенциалом, в контексте
национально культуры говорили ещё М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский и
другие учёные.
Русский язык является неотъемлемой частью национальной культуры
русского народа, поэтому обучение русскому языку должно быть неразрывно
связано с усвоением культуры русского народа, - писал Ф.И. Буслаев.
В своей статье я хочу продолжить эту проблему, ведь в современном
мире, где так много соблазнов, просто необходимо воспитать в детях
положительные эмоции, умение формировать нравственные качества.
Понятие духовно – нравственное воспитание многогранно. Это
процесс содействия духовно – нравственному становлению молодого
поколения, формирование у него нравственных чувств (долга,
гражданственности, патриотизма), нравственной позиции (проявление
самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний),
а также и нравственного поведения (готовность служения людям и
Отечеству).
В современном мире из двух функций школы, в приоритете оказалась
воспитывающая. И поэтому в школе должна быть создана такая
воспитательная система, которая включала бы в себя учебную деятельность:
обучаясь – воспитываемся и, наоборот, воспитываясь – обучаемся. В этом
плане урок становится средством воспитания и развития личности.
В настоящее время мир переживает один из непростых исторических
периодов. И сложнее всего в этом плане России. Самая большая опасность,
подстерегающая наше общество, - разрушение личности. Сейчас
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подростков
искажены представления о милосердии, доброте, справедливости,
патриотизме, о героической истории нашего государства.
В современном обществе очень важно для учителя суметь передать
детям то, что поможет им сохранить в себе человеческое, защитить от
духовной пустоты и трагедии мира. Можно научить детей ухаживать за
растениями, заботиться о животных, помогать старшим. Но важнее
всего любовь ко всему видимому и невидимому, служение ему и защита его.
Отталкиваясь от этого рассуждения, я считаю, что на уроках русского языка и литературы нам, учителям – словесникам, необходимо показать
бережное отношение к родному слову, ибо русское слово открывает нам мир
бесконечных радостей, человеческих чувств и отношений. Размышления над
словом, его интерпретация помогают учащимся познакомиться с
особенностями видения мира, понять и познать себя как представителя
русской нации.
На уроках при изучении темы Диалектные сова предлагаю детям
одним современным словом определить значение целой группы, например:
закрутелица, кутиха, заверюха, закрутень (вьюга, метель). При работе над
текстом, я использую такие, которые несут информацию и влияют на
понимание нравственных ценностей в жизни. К числу их я отношу рассказы
К.Г.Паустовского (Телеграмма, Заячьи лапы) и М.А.Шолохова
(Судьба человека). Я уверена, что они оказывают сильное влияние на
становление личности учащихся.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно –
нравственного воспитания. очень важны в этом плане дискуссии, где
каждому оппоненту предоставляется возможность высказать своё мнение.
Дискуссии помогают развивать самостоятельность суждений, готовят
учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где
нужно уметь отличать настоящих и мнимых друзей, хорошие и плохие
поступки.
Изучая Слово о полку Игореве, нам, учителям, важно отметить
рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне, как
об одном из смертных грехов человека.
Невозможно не обсуждать на уроках литературы при знакомстве с
рассказом Юшка А.Платонова авторское высказывание: Любовь одного
человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней
мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…. И вот тут – то
ребята активно высказывают своё мнение о герое, о том, как ему удалось
сохранить доброе отношение к людям и миру, нужно ли сочувствие и
сострадание. А другие сопоставляют своё поведение с поведением Юшки.
Разве это не победа над злом, ненавистью!?
Неподкупное воздействие производит на детей верность в любви в
трагедии Ромео и Джульетта У. Шекспира. А повесть Чучело В.
Железникова призывает быть милосердным, не отравлять жизнь другим,
воспитывает самокритику. Это черты нравственности.
Необходимо отметить, что одним из важных условий духовно –
нравственного образования является использование этнокультурных
традиций народов своего региона. Воспитание гражданина и патриота,
знающего и любящего свою Родину, не осуществимо без глубокого
познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнической
культуре.
Одна из проблем современного образования заключается в том, что в
процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Молодёжь
лишается возможности брать пример с людей, живших раньше. Не знают,
какими методами люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл
против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая
молодому поколению яркий пример самоотверженности, любви, служению
Отчизне.
Решение проблем нравственного воспитания на уроках русского языка
и литературы осуществляется посредством таких форм, как конкурсы по
предметам, выставки достижений детей.
Известно, что осознание успеха неразрывно связано с особенностями личности и признанием её достижений в социуме. При этом ученикам важно
увидеть, что результат их деятельности востребован на практике.
Огромный потенциал в развитии нравственных качеств учащихся несут
уроки развития речи, где детям предоставляется возможность выслушать
товарищей, вовлечь их в спор. При подготовке к сочинению или изложению
проводится кропотливая работа по анализу текста, в процессе которой
развивается коллективная творческая деятельность.
В практике моей работы по духовно – нравственному образованию и
воспитанию есть и такой метод, как презентации исследовательской
деятельности по изучению внутриязыкового пространства школы, класса,
которая проводится на основе тестов, олимпиадных работ, устной речи
школьников.
В заключение скажу, что подобно биосфере и культурной среде, каждую
личность и народ в целом окружает атмосфера родного языка, которая
формирует его духовность и нравственность, а также уникальную
этноязыковую картину мира.
1. Фамилия, имя, отчество автора: Дегтярёва Наталья Григорьевна
2. Учёная степень, звание: не имею
3. Должность: учитель русского языка и литературы
4. Место работы: МБОУ Федчевская основная общеобразовательная школа Ивнянского района Белгородской области.
5. Адрес электронной почты:
6. Нужен ли Вам печатный экземпляр с Вашей статьёй (нужен 1 экземпляр).
7. Почтовый адрес: 309110 Белгородская область, Ивнянский район,
пгт Ивня, ул. Боровиченко, дом 23.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×