Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Исследование визуальной среды Завеличенского района города Пскова. Работа №6230

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Исследование визуальной среды Завеличенского района города Пскова
Работа:
Исследование визуальной среды Завеличенского района города Пскова
Исполнители: студенты 4 курса факультета Естественных наук медицинского и психологического образования, направление Биология, ФГБОУ ВПО Псковский государственный университет - Егоров Д. А., Егорова Д.Д., Тарасов А. А., Горошко Е. С., Авдеева Е. В.
Преподаватель: кандидат биологических наук, доцент кафедры Зоологии и экологии животных - Кочеткова Мария Тимофеевна.
В наши дни проблема экологии человека приобрела экономическую и социальную значимость. В настоящее время она является областью особого внимания ученых, общественности и парламентариев. Привлекают внимание такие экологические проблемы, как плохой воздух, загрязненная вода, повышенный шум и радиация, а также не менее важный экологический фактор – постоянная видимая среда и ее состояние.
Данные науки свидетельствуют о том, что и визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, т. е. действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, называют видеоэкологией. Это приоритетное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников.
Цель работы - изучение визуальной среды Завеличенского района города Пскова. Задачи данной работы:
1. Анализ района исследования на предмет наличия агрессивных и гомогенных видимых полей;
2. Выявление элементов комфортной визуальной среды;
3. Вывод о пригодности района исследования для проживания.
Проблема визуальной экологии стала особенно актуальной за последние 50 лет в связи с всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. Этому в значительной мере способствовало применение новых материалов в градостроительной практике. В итоге, во многих городах резко изменена визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямые линии и углы, городские строения, в основном, статичны и имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприятность доставляют человеку "гомогенные" и "агрессивные" поля. В первом случае, это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие, а во втором — преобладание одинаковых элементов, к примеру, ряды окон на плоских стенах высоких домов.
Это ярко отразилось на психологическом здоровье людей. Согласно данным последних медицинских исследований, более 80 % жителей больших мегаполисов страдают так называемым синдромом большого города, также известным, как синдром хронической усталости.
Симптомы данного заболевания: напряженность, повышенный уровень агрессии, раздражительности, постоянное ощущение тревоги. Среди научных объяснений возникновения этого синдрома можно встретить предположение о резкой смене распорядка жизни человека. Так, в течение многих веков существование людей было неразрывно связано с биоритмами природы – люди просыпались с первыми лучами солнца, и ложились спать на закате дня. Однако после того как было изобретено электричество, изменился и сам световой день, и его распорядок.
В качестве другой причины медики называли высокую концентрацию определенного количества горожан на одной, достаточно небольшой площади. Помимо этого, люди подвержены постоянным информационным перегрузкам: обилие рекламы, знаков и большого количества движущихся предметов, привлекающих внимание; постоянное повторение одинаковых геометрических элементов (в основном квадратно-прямоугольной формы, не встречающейся в живой природе в чистом виде) начинает очень быстро угнетать психику, шумовая загрязненность - тишина – это время где-то с 2 часов ночи и до рассвета (Малевич С.).
Визуальная среда для горожан стала иной и в силу характера их труда. Люди работают в помещении, т. е. в замкнутом пространстве: в цехах заводов и фабрик, в школах, институтах. В их интерьерах много новых материалов, отличных от природных: полированные стенки, пластик, линолеум, кафель, пленки, стекло, гофрированный алюминий, сетки, решетки, конструкции и т. п. Те же самые материалы формируют визуальную среду и в частных квартирах.
Актуальность проблемы видиоэкологии еще и в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности, по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города.
По данным ВОЗ, процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Среди других факторов противоестественная видимая среда, окружающая нас со всех сторон, усиливает все негативные последствия.
Родоначальник визуальной экологии города в рамках видеоэкологии - Филин В. А., доктор биологических наук. Теоретическая основа видеоэкологии - концепция об "автоматии саккад", ведение понятий агрессивных и гомогенных полей и влияние их на психику человека.
Автоматиясаккад— это свойство глазодвигательного аппаратасовершать быстрые движения глаз непроизвольно в определенном ритме вбодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов.
Проблему восприятия своего окружения затрагивает Кевин Линч в книге "Образ города", где он поднимает вопрос гармоничного и целостного окружения городского жителя.
В ходе их исследований было сделано много открытий для формирования гармоничного облика города в целом, а также отдельных его элементов. Человек воспринимает как наиболее комфортную среду – природную, отличающуюся максимальным разнообразием реперных точек для фиксации взора. Разнообразие, соразмерность и ритм природного формообразования обеспечивают необходимый материал для благоприятных визуальных ощущений. Непрерывно стараясь выделить наиболее характерное, беспрестанно сопоставляя и сравнивая, "автоматия саккад" и является тем тончайшим природным инструментом, который воспринимает природную гармонию. Наслаждаясь гармонией, глаз определяет для себя оптимальный режим пульсации, благодаря которому организм обретает способность к собственному ритмогенезу. Человек начинает испытывать ощущение визуального, эмоционального и эстетического удовлетворения (Филин В.А., 2006).
Можно сделать вывод: человеку комфортно жить в гармонии с природой. А гармоничная архитектура – это хорошо воспринимаемая и положительно влияющая на человека архитектура, находящаяся в гармонии с природой и основанная на знании и учете законов природы.
В качестве примера можно привести постройки великого американского архитектора Ф.Л. Райта – основателя органичного направления в архитектуре. В начале XX века гуманистические принципы гармоничной архитектуры нашли свое отражение в творчестве испанского архитектора-новатора Антонио Гауди, построившего ряд подчеркнуто экспрессивных зданий, используя бетон главным образом для создания нетрадиционно-пластических форм, для имитации форм природы, подражая скалам, раковинам, деревьям (Саурбаева А.М.).
К созданию противоестественной визуальной среды привели следующие причины: революционные подходы в решении градостроительных вопросов, ошибочные эстетические позиции специалистов, взгляды которых базировались на индустриальных методах и борьбе с излишествами, быстрый рост городов, когда практически не хватало творческого потенциала архитекторов, быстрый рост строительной индустрии с ее автоматизированными линиями по производству одинаковых строительных материалов, отторжение человека от естественной природы и, наконец, отставание науки в развитии визуальной среды.
Проблема экологии визуальной среды города очень широка и начинать решать её необходимо на стыке многих факторов: экологических, психологических, экономических, социальных.
Видеоэкология представляет собой новую область экологических знаний. Это – наука, исследующая и объясняющая природу механизмов зрения с позиций открытий психофизиологической науки и дающая теоретические основы для разработки экологических принципов построения материальных объектов, которые отвечали бы "нормам зрения" – комфортного визуального восприятия среды, окружающей человека. Проектная культура не может обойтись без визуальной экологии, фактически составляющей физиолого-эргономическое обоснование эстетики. Поэтому изучение принципов видеоэкологии необходимо любому дизайнеру, архитектору, художнику-монументалисту для успешного решения вопросов гармонизации предметно-пространственной среды (Григорьев Э.П., 2011).
Характеристика района исследования
Завеличье— исторически сложившийся микрорайон городаПскова. Назван он по расположению на противоположном от исторического центра берегу рекиВеликой. Численность населения составляет почти половину от населения всего города — около 98,4 тысяч человек из 202,8 тысяч псковичей.
Завеличье - важная часть города, на территории которой расположены областная, городская, инфекционная больница, областная детская больница и поликлиники (детская и взрослая), военный госпиталь, туберкулёзный диспансер, городской и областной суды, областное отделение Пенсионного фонда, городской центр занятости населения, 2 городские библиотеки, областной центр гидрометеорологии, телецентр и 186-метровая башня телерадиовещания, псковская швейная фабрика Славянка и другие важнейшие объекты города, области и страны. Здесь располагаются 76-я дивизия ВДВ, Псковская канцелярия Генеральных консульств Эстонии и Латвии в Санкт-Петербурге. Оба консульских представительства находятся в одном здании и имеют общий вход.
Район соединён с центром двумя автомобильными мостами (Ольгинский и мостимени 50-летия Октября) и одним железнодорожным (Рижским мостом), с Запсковьем — одним автомобильным мостом (имени Александра Невского). Главные транспортные пути: Рижский проспект, соединяющий центр города (черезОльгинский мост) с Рижским шоссе (трасса Псков — ИзборскА212), и магистральная улица Юбилейная, соединяющая Запсковье (через мост Александра Невского) с южной частью центра города, железнодорожным и автовокзалами (черезмост имени 50-летия Октября). По южной части Завеличья проходит железная дорога Псков —Печорыи расположена ж.д. станция Полковая.
Этот район достаточно большой и представлен 3 основными типами застройки: пятиэтажные блочные дома советского периода (Хрущевки), блочные новостройки разной этажности и кирпичные новостройки, преимущественно в 9 этажей и выше. Чтобы получить общую информацию о состоянии визуальной среды данного района города, нужно найти территорию, на которой представлены все 3 типа построек.
Такой территорией является пересечение улицы Юбилейной с Рижским проспектом и улицей Генерала Маргелова (рис.1).
Рис. 1. Карта района исследования.
Данная территория характеризуется наличием самых высоких многоэтажек в Завеличенском районе, большим количеством новостроек разной этажности, но также присутствуют и блочные советские пятиэтажки. В районе исследования наблюдается разнообразие фасадов зданий, архитектурных элементов, большое количество рекламы вдоль больших улиц.
Помимо исследования определенной территории для получения максимально полной информации о типах застроек были взяты отдельные объекты для исследования. Дополнительными объектами исследования являются новостройки на улице Владимирской, Псковская инженерно-лингвистическая гимназия, Ледовый дворец и магазин Лента.
Методами исследования были выбраны описательный и сравнительный методы, которые применялись при непосредственной оценке района. Для оценки комфортности городской среды данной территории было использование учебно-методическое пособие М. Т. Кочетковой Зрительное восприятие и видеоэкология. Помимо данного пособия были задействованы материалы лекций по видеоэкологии профессора Филина В. А.
Все строения территории исследования четко различаются на 3 типа:
1. Многоэтажная кирпичная застройка.
2. Блочная советская застройка.
3. Блочная застройка нового типа с разной этажностью.
Каждый тип застройки рассматривался отдельно, максимально полно оценивался и сравнивался друг с другом. Оценивалось наличие гомогенных и агрессивных полей, элементы украшения фасадов и торцов зданий, а также присутствие граффити.
Для исследования отдельных объектов был выбран описательный метод исследования для дополнения информации о типах застройки и их воздействии на визуальную среду.
Результаты исследования.
Первый тип застройки (многоэтажная кирпичная) располагается вдоль двух больших улиц: Юбилейной и Рижского проспекта (рис. 2), а также внутри исследуемой территории.
А. Б.
Рис 2. Многоэтажные здания. А.-Рижский пр-т, д.70. Б.- ул. Юбилейная, д.34
Данные здания характеризуются большой агрессивностью на уровне 1-2 этажей ввиду наличия большого количества рекламных вывесок магазинов, большого экрана, на котором показывают рекламу. Верхние этажи зданий образуют однотонную гомогенную среду, с большой площадью застекления. Однако стоит заметить, что различная форма и размеры окон несколько смягчают гомогенную среду. Элементов декоров фасада практически нет. Все здания выполнены в одной двухцветной цветовой гамме, что в совокупности образует большую гомогенную среду (рис. 3).
Рис. 3. Здания, расположенные по ул. Юбилейной.
Единственный элемент декора - большой рисунок на торце здания по Рижскому проспекту, д. 76 (Рис.4 А). К сожалению, это единственный украшенный торец здания, все остальные выглядят пусто и образуют гомогенные поля (рис.4. Б).
А. Б.
Рис. 4. Торцы зданий. А.-украшение торца здания по Рижскому проспекту,
д. 76; Б. - торец здания по ул. Юбилейная, д. 34.
Данный рисунок является крайне удачно расположенным и сильно смягчающим действие агрессивной и гомогенных сред. При визуальном осмотре зданий на перекрестке улицы Юбилейной и Рижского проспекта взгляд достаточно долго удерживается на украшении торца дома. К сожалению, таких рисунков в Завеличенском районе встречается крайне мало.
Следующий тип застройки - блочные советские многоэтажки. На данной территории они располагаются разрозненно (рис. 5).
Рис. 5. Блочные советские многоэтажки по ул. Генерала Маргелова и
ул. Юбилейной.
Характерная особенность данной застройки - полное отсутствие элементов декора, двуцветность зданий, прямоугольность форм и огромное количество повторяющихся элементов. Особенно негативно влияют на визуальное восприятие несколько блочных зданий, которые соединены между собой и тем самым увеличивают площадь гомогенной среды. (ул. Шестака, д. 8, 10, 10а, 12 и ул, Генерала Маргелова, д.7). Почти полное отсутствие зеленых насаждений еще больше усиливает негативное визуальное воздействие.
Третий тип застройки - блочные здания нового типа с разной этажностью. Это преобладающий на данной территории тип застройки. Главное отличие от предыдущих двух типов – наличие элементов декора, использование панелей разного цвета для формирования несложных рисунков (рис.6). Цвета панелей неяркие и визуально хорошо смотрятся. На некоторых зданиях видна попытка сглаживания углов (рис.7).
Рис.6. Рисунок на здании, выполненный блоками разного цвета.
Рис. 7. Архитектурные элементы, сглаживающие гомогенные поля, образованные фасадами зданий.
Особенно выделяются малоэтажные дома, которые является наименее агрессивными, за счет наиболее сложной формы зданий. Они являются наиболе благоприятными для проживания с точки зрения видеоэкологии.
Единственным недостатком являются голые торцы зданий, которые необходимо украсить.
Отдельно стоит упомянуть про граффити в районе исследования. Они представлены в основном подписями и несложными рисунками (рис.8)
Рис. 8. Граффити в районе исследования.
Часть надписей трудно отнести к граффити. Это скорее надписи, которые создают визуальное загрязнение среды. Масштабных рисунков в районе исследования не было обнаружено, что в целом соответствует Завеличенскому району.
Мы также дали характеристику отдельным (дополнительным) объектам исследования.
Первый дополнительный объект - новостройки на улице Владимирской (рис.9).
Рис. 9. Фасады зданий на улице Владимирской.
Объекты, находящиеся на улице Владимирской, не обеспечивают эстетическую привлекательность и создают ощущение агрессивной среды. В видимое поле зрение попадают только дома, т.к. имеют неудачное расположение. Видимая поверхность имеет большую площадь, на которой сосредоточены множество окон, с яркими вставками одинаковой окраски балконов. При взгляде на такие плоскости начинает рябить в глазах. Отсутствие архитектурных излишеств, одинаковые элементы кирпича создают впечатление однотипных агрессивных многоэтажных коробок.
Следующий дополнительный объект - новая школа в д. Борисовичи. Территориально – это территория Псковского района, но воспринимается жителями как территория дальнего Завеличья (рис.10)
Рис. 10. Псковская инженерно-лингвистическая гимназия.
Данный объект призван обеспечить эстетическую привлекательность и разрядить гомогенное поле, т. к. присутствуют элементы пропорциональности. Отсутствуют элементы массивности. Цветовые линии различного характера и стиля так же позволяют зафиксировать взгляд. Здесь выделяются яркие элементы интересного цветового сочетания, разряжающие атмосферу стекломании. Разнообразие придает цвето-мозаичное выделение зон окон, которые обращают на себя внимание. Заостряет взгляд необычное расположение входа в здание, которое занимает угловую зону, и весьма ярко выделяется небольшой надстройкой, цветовым значением и стеклянной поверхностью.
Следующий объект исследования - Ледовый дворец, также располагающийся в д. Борисвичи (рис.11).
Рис.11. Ледовый дворец.
Исходя из анализа исследований, Ледовый дворец не создаёт противоестественных визуальных нарушений. Сочетание белого и синего цветов успокаивают и придают легкость всему зданию, а также вызывает ассоциацию со льдом. Простота и лаконичность обеспечивают изящество и не трудность зрительного восприятия. Большие застекленные окна способствуют проникновению солнечных лучей и не создают гомогенность среды. Изогнутые линии крыши, колонны у входа во дворец придают зданию интересный и необычный внешний вид, благодаря которому здание смотрится лаконично.
И последним проанализированным объектом является магазин Лента (рис 12).
Рис. 12 Магазин Лента.
Одноэтажное здание магазина "Лента" разбавляет дискомфортную визуальную среду за счёт разнообразия цветовой гаммы, закрывает от глаз городскую свалку. Но прямоугольная форма фасада и имеющиеся на нем одинаковые по форме окна прямоугольной формы вызывают гомогенность видимого слоя. Данное здание в целом не создает большого агрессивного поля, так как находится в удалении от других строений.
Основываясь на результатах данной работы можно сделать следующие выводы.
Должны быть сохранены те природные и архитектурные объекты, которые находятся в черте города и отвечают требованиям экологичности визуальной среды,
Должны быть приняты меры по восстановлению зеленых насаждений, особенно, в районах новостроек (парки, скверы, водоёмы, исторически ценные архитектурные сооружения).
Визуальная среда практически каждого города, особенно, спальных районов, нуждается в насыщении декоративными элементами, которые приятны глазу и успокаивающе действуют на психику человека.
Создание разнообразной цветовой гаммы, создание замкнутых визуальных пространств, создание гармоничных связей архитектурных форм с ландшафтом и впоследствии создание гармоничных архитектурных сооружений.
Все эти условия помогут преобразовать внешний облик города, и как следствие поспособствуют психологическому здоровью граждан.
Литературные источники
Григорьев Э.П. Визуальная экология: взгляд на структурное формообразование в соединении позиций "глубокой экологии" и эстетики. Вестник Московского Государственного Областного Университета. Лингвистика, 2011.
Малевич С. Синдром большого города. Электронный журнал "Будь здорова. .
Саурбаева А.М. Визуальная экология как фактор развития "гармоничной" архитектуры. Евразийский Национальный Университет им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан.
Филин В.А. Визуальная среда города Вестник международной академии наук (русская секция); 2006.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X