«Экологическое воспитание дошкольников»
Автор: Диес Ирина Робертовна
Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у нее пониманию свойственных ей явлений и законов, в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности. Понятие «культура» охватывает не вообще все то, что означает социальное, а такое социальное, которое способствует сохранению и развитию общества. Никогда еще люди не находились в такой зависимости от состояния своей культуры, как в настоящее время. Сегодня культурное как продукт человеческого общества и природное, как изначально данное, переплетаются в емкое понятие «жизнь», порождающее феномен «экокультура». Экологическая культура – процесс восприятия природы как целого, приобщения к созидательным процессам мироздания, ведущих к ощущению гармонии и красоты природы.
Содержание обучения ребенка в системе дошкольного образования должно быть связано с овладением различными видами опыта.
И.Я. Лернер выделил четыре вида опыта:
1.Опыт применения готовых знаний.
2.Опыт применения заранее установленных способов выполнения видов деятельности.
3.Опыт творческой деятельности.
4.Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Такой опыт ребенок получает в рамках системы «Я – Природа». Эта система строится на экологических знаниях, которые позволяют ребенку осознать себя не вне природы, а в ее эпицентре, где основной связью между ними является действие охранительной и сохранительной направленности.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги прошлого (Е.Н. Водовозова, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель и др.) видели в природе могучий источник знаний, средство для развития интеллектуальных качеств личности. Эти идеи нашли свое подтверждение и развитие в трудах исследователей, разрабатывающих проблемы дошкольной психологии, педагогики и методики природоведения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, П.Г. Саморукова, С.А. Веретенникова, С.Н. Николаева и др.).
Сохранив все ранее приобретённое и одновременно расширив сферу своих функций, экология приобрела сегодня междисциплинарное значение, превратилась в концепцию, охватывающую собой науку, культуру, быт, политику, хозяйственную практику.
Детский сад экологичен по своей сущности, так как Детство является наиболее чистым, светлым периодом жизни человека, а ребенок в нем – невинен и неповторим, как природа. Детское эко сознание не воспринимает самой идеи кризиса, мотивы которого чужды ребенку. Программы экологического обучения раскрывают связь не только в пространстве «Человек – Человек», но и «Человек – Природа». Перед образованием стоит центральный вопрос – «Как обучать?». Ответ находится в системе духовных ценностей человека – познавательных, эстетических, этических.
Новый подход к экологическому образованию требует прежде всего развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. Человек, ощутивший свою неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целесообразной деятельности. Тогда можно сделать образование средством развития личности и становления экологического сознания. Эта позиция имеет место в исследованиях Л.В. Тарасова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина и др.
Мир природы остается для человека молчаливым до тех пор, пока он не проникает в его суть, после чего она становится для него действенным помощником и собеседником. Проникновение в природу должно идти через чувственный опыт. Постоянный контакт с природой помогает заложить основы здорового отношения к миру и самому себе, понять себя как часть природы, и природу внутреннего своего «Я».
В.А. Сластенин отмечает, что экологическое образование - новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства развития человека и продолжение человеческой цивилизации.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат