Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Развитие когнитивных способностей на уроках математики и информатики.". Работа №62342

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Развитие когнитивных способностей на уроках математики и информатики."
Работа:

Развитие когнитивных способностей на уроках математики и информатики.

Аннотация. В статье описан опыт работы по развитию когнитивной гибкости, способности, необходимой для успешного преодоления затруднений обучающихся в познавательной сфере.

Ключевые слова. ФГОС, когнитивная гибкость, ИКТ, технология развивающего обучения, мнемотехника, метод проектов.

 

В современном быстро меняющемся мире нам приходится приспосабливаться к переменам. Как научиться делать это быстро и эффективно, ведь от этого зависит успешность ученика в жизни? Для того, чтобы ребенок научился адаптироваться к переменам и успешно решал новые проблемы, нужно развивать у него когнитивную гибкость.

Гибкость мышления, или когнитивная гибкость, — это способность человека адаптироваться к переменам и успешно преодолевать затруднения, находить эффективные решения проблем в кризисных ситуациях, проявлять по отношению к новому любознательность, а не враждебность, мыслить творчески.

Когнитивная гибкость влияет как на образовательную активность, так и на повседневную жизнь. Способность человека переключаться между стилями мышления и одновременно думать о нескольких вещах играет существенную роль в обучении. Как и любую другую способность, когнитивную гибкость можно тренировать и улучшать.

Для этого наиболее эффективными считаю технологии:

технология развивающего обучения,

технология проектного обучения,

ИКТ.

Эффективны для развития когнитивной гибкости на уроках математики и информатики методические приемы:

проблемные, творческие задания;

мнемотехника;

метод проектов.

Например, на уроках математики использую проблемные, творческие задания. Главная особенность таких задач в том, что они допускают существование множества правильных ответов. Именно с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов множество, сталкивается человек в своей жизни.

На уроках информатики ученики получают задания выбрать для себя математическую задачу, имеющую несколько решений и оформить эти решения в виде разветвляющегося алгоритма при изучении блок-схем, а также оформить ее в MS PowerPoint, с использованием гиперссылок. Ученики самостоятельно выбирают задачи разного уровня сложности, что позволяет обеспечивать реализацию дифференцированного подхода с учетом сформированного уровня знаний, умений учащихся.

Начиная с седьмого класса, при изучении геометрии, важно научить детей решать задачи на доказательство, уметь рассуждать и логически мыслить. Не каждый ученик знающий все теоремы и правила может провести доказательство. Очень немногие из них будут математиками. Однако вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется в своей жизни рассуждать, анализировать, доказывать. Чтобы научиться решать задачи на доказательство нужно перестать бояться ошибок.

На своих уроках математики и информатики часто предлагаю проверить приведенные мною решения, в которых допущены ошибки. Учащиеся довольно редко проверяют своё решение, а тем более рассуждения другого человека. Тут же им предоставляется такая возможность. Сообщение учителя, что это его собственное решение и что здесь возможна ошибка, заинтриговывает учащихся. По просьбе оценить все преобразования дети мгновенно включаются в работу.

Применение мнемотехники на уроках дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения. Мнемотехника – система приемов и методов для запоминания информации. Основывается на мыслительном упорядочивании информации и связывании её с помощью ассоциаций.

Например, из геометрии многим знакомы «запоминалки» про биссектрису и теорему Пифагора. Правила в стихотворном виде запоминаются лучше. При решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых. Проговариваем «правило» так: Знак равенства – это река. При переходе через реку с одного берега на другой, «одежда» у слагаемых «намокает», значит надо ее сменить, то есть поменять знак. Примеров можно привести множество.

Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного материала, особую пользу они приносят при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы на уроках математики и информатики при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать когнитивную способность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты).

На сегодняшний день метод проектов – один из эффективных методов формирования знаний, УУД, обеспечивающий достижение результатов ФГОС. Он даёт возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме. Метод проектов позволяет изменить позицию учащегося, делает его субъектом образовательного процесса. Он стимулирует интерес учеников к знанию и учит практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы. Например, в 5-7 классах предлагаю учащимся выполнить проекты по разработке математических и логических игр.

Целенаправленная работа по развитию когнитивных способностей у обучающихся приносит свои плоды. С каждым годом увеличивается число учащихся выполняющих задания повышенной сложности. Мои ученики участвуют в различных школьных, муниципальных и республиканских конкурсах.

Литература:

Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика,развитие / В.Н. Дружинин. – Москва : ПерСе, 2001 – 223 с.

Как приспосабливаться к переменам. Электронный журнал

ПРО Деньги. [Электронный

ресурс]

URL:

http://dengipro.dowlatow.ru/poznay-sebya-i-poznaesh-ves-mir/kak-

prisposablivatsya-k-peremenam

.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×