Особенности мотивации и адаптации студентов первокурсников в системе СПО
Автор: Ласкова Наталья Федоровна - Российская Федерация, г. Саратов, Профессионально-педагогический колледж СГТУ имени Ю. А. Гагарина, преподаватель
Успешность осуществления учебной деятельности, ее формирование зависит от мотивации и адаптации студентов в системе СПО. Неслучайно поэтому во многих психолого-педагогических работах мотивация и адаптация выступает как специальный объект исследования. Нужно отметить, что мотивация и адаптация учебной деятельности всегда была в центре внимания педагогов и психологов, однако в последние годы интерес к данной проблеме значительно возрос, поскольку в условиях непрерывного образования уже недостаточно просто научить человека чему-либо. Важно научить его учиться на протяжении всей его жизни, а это возможно лишь в том случае, если в ходе обучения будет решаться задача воспитания у студентов бескорыстной жажды познания.
Известно, что учебная деятельность, как и любая деятельность человека, полимотивирована, побуждается не одним, а одновременно несколькими мотивами, один из которых является ведущим, в мотивационной структуре учебной деятельности традиционно выделяются две большие группы мотивов: внутренние и внешние.
Внутренние мотивы удовлетворяются непосредственно процессом или продуктом деятельности.
Для удовлетворения внешних мотивов необходимо включение продукта деятельности в новую систему отношений. Поскольку результаты учебной деятельности студентов отражаются в значительной мере на их отношениях с окружающими людьми, основное место среди внешних мотивов занимают мотивы социальные (стремление овладеть знаниями, чтобы впоследствии включиться в общественно значимые виды деятельности, иметь авторитет у окружающих, занять определенную позицию в коллективе и т.п.).
Очевидно, что развитие личности требует создания в процессе обучения единой картины мира, формирования действий и умений как необходимых для овладения содержанием определенного учебного предмета, так и инвариантных, универсальных по отношению к различным учебным предметам. Формирование учебной деятельности на межпредметной основе особенно значимо для развития мотивов учения, поскольку важно формировать отношение к учебной деятельности как к целостному явлению.
Неразрывно связан процесс мотивации с адаптацией студентов первокурсников к новой образовательной среде в системе СПО.
Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям среднего профессионального образования представляет собой одну из важных проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни -
сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца оформившегося организма. Требования к специалисту среднего звена диктуют направленность специальной организации образовательного процесса в образовательных учреждениях системы профессионального образования, нацеленной на социализацию, одним из слагаемых которой является адаптация. Способность адаптироваться - одна из особенностей личности, формирующихся под влиянием окружающей среды, важной частью которой
является образовательное учреждение, где человек формируется как профессионал и личность.
В понятие адаптации входит: мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Первый курс обучения является наиболее трудным, когда студент остро нуждается в поддержке. Это связано с тем, что в личности и характере первокурсника происходят серьезные изменения. С одной стороны он уже взрослый человек, а с другой, все-таки – вчерашний школьник, еще не совсем расставшийся с детством. И вот эта двойственность статуса накладывает отпечаток на характер и на многие поступки молодого человека. Серьезным испытанием организма является переход к новой образовательной системе, а также информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин научный уровень и информационный объем которых все время возрастает. Это отражается на текущем функциональном состоянии организма и обуславливает значительное напряжение адаптационно-компенсаторных систем. От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Поступив в колледж, молодой человек сталкивается с проблемой адаптации к новым условиям жизни. Требования учебного процесса, изменение сферы общения, новые социальные роли требуют умения быстро ориентироваться, осваивать новые виды деятельности, проявлять гибкость по отношению к иным ценностям, нормам и правилам поведения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик. От правильной мотивационной системы при адаптации зависит принятие решения о дальнейшем обучении. Формирование подходящей структуры – актуальная проблема для профессиональных педагогов.
Список используемой литературы:
1.Кригер, Е.Э. Мотивация учения / Е.Э. Кригер // Создание мотивирующей образовательной среды. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2019. 230 с. С. 83-95.
2.Ерофеева, Т.С. Психолого-педагогические основы развития мотивации учения: учебно-методический материал для психологов образовательных организаций. [Электронный ресурс] / Т.С. Ерофеева. Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2018/06/27/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-razvitiya-motivatsii. (Дата обращения: 11.03.2020).
3.Глузман, Н.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.А. Глузман, Т.В. Пожидаева. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. 312 с.
4.Асадуллина Ф.А. Психология в 2 ч. Ч. 1: Общая психология [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / Ф. А. Асадуллина, О. В. Калинова, А. К. Маркова ; Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Издательство Юрайт, 2019 . 480 с.
5.Абрамова, М.Г. Учебные интересы как мотивационный механизм развития познавательных способностей младших школьников / М.Г. Абрамова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Ю.П. Поваренкова. Ярославль, 2018. С. 11-12.
6.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. М.: Издательство Юрайт, 2018. 460 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат