Развитие речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Мухиной Т.К.
студентка 5 курса,
направление “Логопедия (дефектология)”
филиал Ставропольского государственного
педагогического института г.Железноводске
Научный руководитель: Телешева С.В.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Аннотация: В данной статье рассматривается такая проблема, как развитие речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выражено предположение о том, что развитие речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет направлено на формирование: словарного запаса и грамматического строя речи.
Abstract: This article discusses such a problem as the development of speech in primary school children with mental retardation. It is suggested that the development of speech in primary school children with mental retardation will be aimed at the formation of: vocabulary and grammatical structure of speech.
Ключевые слова: задержка психического развития, дети младшего школьного возраста, словарный запас, грамматический строй речи.
Key words: mental retardation, children of primary school age, vocabulary, grammatical structure of speech.
Л. С. Волкова, В. И. Лубовский, Р. И. Лалаева и С. Г. Шевченко считают, что одной из важных задач является раннее выявление и диагностика речевых расстройств у детей. Это позволяет начать работу над преодолением проблемы на ранних стадиях развития, что повышает шансы на успешную коррекцию и компенсацию речевых нарушений. [1; 4; 5; 9]
Задержка психического развития – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. [6]
Н.Ю. Борякова, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Т.А. Матросова, У.В. Ульенков отмечали, что «при обучении младших школьников с задержкой психического развития», особенно четко отмечаются трудности овладения ими связной речью, если им не оказывается своевременная помощь». [5, с.51]
Левина Р.Е. отмечает, что усвоение словарного запаса и грамматической структуры не происходит механически. [3, с.311] Слепое подражание не способно обеспечить осмысленное использование речи. Нормальное развитие грамматического строя речи происходит, когда ребенок может связать услышанное слово со значением предметов, действий и качеств, как для окружающих его людей, так и для его собственного жизненного опыта.
Развитие речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР представляет собой сложную задачу, требующую индивидуального подхода. Понимание особенностей и вызовов, с которыми они сталкиваются, помогает создать эффективные стратегии для развития их речевых навыков. Важно предоставить им возможность сопоставлять услышанное с реальным опытом и создать подходящую обстановку для развития их речевых способностей. [8, с.200]
У детей с ЗПР становление словарного запаса и грамматического строя речи осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. [7, с.51] В процессе актуализации словарного запаса и грамматического строя речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи.
Нами была выдвинута цель изучить особенности развития речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а в частности развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
В рамках исследовательской работы была проведена диагностика сформированности словарного запаса и грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР с использованием методики исследования словарного запаса у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой и диагностики сформированности грамматического строя у детей по Алексеевой М. М. и Яшиной В. И.
После проведения диагностической методики, направленной на изучение словарного запаса, нами были сделаны выводы, которые показали, что у учеников ЭГ и КГ преобладает средний уровень - 60%, уровень ниже среднего в ЭГ имеют - 40%, а в КГ - 20% и низкий уровень показал только ученик КГ - 20%.
В диагностике сформированности грамматического строя речи полученные следующие результаты, у учеников ЭГ преобладает уровень ниже среднего - 60%, средний и низкий уровни имеют 20%. В КГ количество детей, имеющих средний и уровень ниже среднего, составляет 40%, а низкий имеет 20% учеников. Полученные результаты указывают на то, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития нуждаются в коррекционно-логопедической работе.
В связи с этими выводами нами был разработан комплекс упражнений для развития словарного запаса и грамматического строя речи. В формирующем эксперименте приняли участие дети младшего школьного возраста экспериментальной группы (ЭГ) в составе 5 человек. Занятия проводились 3 раза в неделю.
Коррекционно-логопедическая работа содержала несколько блоков:
Блок 1. Обогащение, уточнение и активизация пассивного словаря.в данном блоке проводилось уточнение номинативного словаря; расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам; работа по расширению словаря имён прилагательных.
В коррекционно – развивающей работе, для уточнения и обогащения словарного запаса детей применялись следующие речевые упражнения и игры: «4 лишний», «Продолжи ряд», «Назови 1 словом», «Кто как передвигается?», «Кто как ест?», «Кто как голос подает?», «Кто какие звуки издает?», «Кто умеет», «Чье жилище?», «Подбери слово», «Придумывание слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое?», «Отгадай животное», «Кто что умеет делать?», «Подбери слово к действию».
Блок 2. Развитие грамматической системы речи. Для преодоления недостатков грамматического строя речи решались следующие задачи: умение конструировать предложения; развитие умения употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах; умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; развитие навыков словоизменения и словообразования.
Речевые упражнения и игры, применяющиеся в коррекционно – развивающей работе, для развития грамматической строя речи: «Подбери признак», «4 лишний», «Какой, какая, какое?», «Подбери словечко», «Волшебный магазин», «Чье это?», «Придумай словечко», «Подарки для ребят», «Чаепитие у Кати», «Подбери слово», «Соедини словечки», «Один – много», «Чего не стало?», «Кто чем работает?», «Кому что дадим?», «Для кого угощения?», «Кто в доме живет?», «Какой картинки не стало?».
После проведенной работы нами была проведена повторная диагностика. В ЭГ высокий уровень развития словарного запаса увеличился и составляет 40%, но преобладает средний уровень – 60 % учеников. В КГ продолжает превалировать средний уровень - 60% детей, а также они имеют уровень ниже среднего и низкий в количестве 20% по каждому пункту.
Результаты полученные после проведения диагностики сформированности грамматического строя речи показали, что ученики ЭГ имеющие уровень ниже среднего - повысили его и теперь процент детей имеющих средний уровень составляет 80%, но также и дети показывают уровень ниже среднего - 20%. Ученики КГ показывают стабильные результаты: средний уровень имеют 40% детей, ниже среднего - 40%, также показывают результаты низкого уровня - 20%.
На констатирующем этапе было выявлено, что детей с уровнем развития словарного запаса выше среднего не было, на контрольном этапе эксперимента это значение выросло (два ученика - 40%).
Значение грамматического строя речи также показало динамику в развитии. На констатирующем этапе эксперимента был один ученик среднего уровня, на контрольном значение увеличилось у трех обучающихся, также один ученик ЭГ повысил уровень с низкого, на уровень выше среднего.
По результатам контрольного эксперимента мы выяснили, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР, с которыми проводились коррекционно-развивающая работа по уточнению и расширение словарного запаса и грамматического строя речи занятия повысили свой уровень. Это говорит о том, что данный комплекс был подобран в соответствии с возрастом, особенностями детей младшего школьного возраста с ЗПР и он будет способствует развитию словарного запаса и грамматического строя речи.
Словарный запас участников исследования стал соответствовать возрасту, наблюдаются некоторые неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родо-видовые признаки, темп работы повысился, проявляются отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий, однако с помощью экспериментатора они справляются с работой и быстро исправляют результат.
Сравнивая результаты методик «Исследование словарного запаса у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой» и «Диагностика сформированности грамматического строя у детей по Алексеевой М. М. и Яшиной В. И.» до и после реализации коррекционной работы, можно сделать вывод о том, что у большинства детей младшего школьного возраста с ЗПР отмечена динамика в развитии словарного запаса и грамматического строя речи. Цель нашего исследования достигнута.
Список использованных источников
Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М., 2015. 303 с
Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961. 311 с.
Лубовский В. И. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей. М., 1981. 119 с.
Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — Москва: Огни, 2017. — 314 c.
Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб. : Детство – Пресс, 2003.
Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений). – М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. – 200 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты : метод, пособие для учителей кл. коррекц.- развивающего обучения. М., 2001. 136 с. 82.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат