РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
НА УРОКАХ ХИМИИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Согласно обновлённым ФГОС третьего поколения, функциональная грамотность определяется как способность обучающихся решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Другими словами, школьникам важно понимать, как изучаемые ими предметы помогают определиться с выбором профессии и своего места в жизни. Поскольку химия является важным профилирующим предметом при выборе учащимися будущих профессий медико-биологического, фармацевтического, сельскохозяйственного, химико-технологического профиля, я стараюсь на своих уроках отбирать задачи именно практико-ориентированного характера. Часто такие задачи являются интегрированными с материалами курсов биологии, физиологии человека, валеологии, экологии.
Кроме того, одним их уровней функциональной грамотности учащихся является решение проблем на основе анализа и синтеза информации в контексте предметного знания и окружающей действительности. Одной из отличительных черт функциональной грамотности становится направленность на решение бытовых вопросов с учётом жизненного опыта самого обучающегося. Как учитель, считаю, что именно практические, интегрированные задания (задачи) по химии способствуют повышению интереса детей к этому предмету. Они убеждаются, насколько тесно связана химия с повседневной жизнью человека и окружающей средой, понимают, что знания свойств веществ важны для сохранения их здоровья и здоровья окружающей среды, а значит, экологической безопасности. Хочется отметить, что мною для уроков и самостоятельной деятельности учащихся были отобраны задачи, исходя из ситуационной значимости их контекста (содержания). Целью этих заданий является формирование умений и навыков обучающихся практически решать и применять академические знания в различных жизненных ситуациях и дальнейшей профессии.
Из методики преподавания химии хорошо известно, что при изучении этого предмета первостепенная роль принадлежит решению задач. Именно решение задач позволяет систематизировать знания, глубже понять сложный теоретический материал, научиться не только воспроизводить информацию, но и творчески её применять [1]. Здесь я представляю некоторые задачи практико-ориентированного характера из сборников различных авторов, которые мои ученики решают с большим интересом, так сказать, наши любимые задачи.
Задачи житейского и медико-биологического содержания (из книги О.Д.С.Кендиван, А.Н.Саая «Химия. Практические задачи для любознательных» [2])
Почему для уменьшения жжения и зуда от укусов насекомых используют раствор пищевой соды? Составьте уравнение химической реакции нейтрализации, которая лежит в основе применения соды для уменьшения боли при укусах муравьёв.
(При укусах муравьёв возникает чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты HCOOH. Для нейтрализации кислоты можно использовать 5%-й раствор гидрокарбоната натрия; раствор имеет щелочную среду)
Почему лук без боли и печали доводит до слёз? Установите молекулярную формулу альдегида, если массовые доли элементов в нём составляют: 20,9%
(С), 4,65%
(Н), 74,45%
(О).
(Когда мы режем лук, происходит выделение альдегида. Это соединение называется лакриматор, и именно оно вызывает слёзы, когда мы режем сырой репчатый лук.)
Почему лук чистят, смачивая его или нож водой? Вычислите массовую долю углерода в лакриматоре.
(Когда режут лук, лакриматор С3Н6О8 выделяется и растворяется в воде или слезах человека. Поэтому лук чистят, смачивая его или нож водой – лакриматор растворяется в воде и практически не выделяется в воздух)
Почему брусника может долго храниться в свежем виде без сахара?
(Этому способствует наличие в ней прекрасного консерванта – органической кислоты- бензойной)
Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, которая позволяет ягодам брусники хорошо сохраняться, если массовые доли элементов в ней составляют: 68,85%
(С), 4
,92%
(Н), 26,23%
(О).
Задачи с экологическим содержанием [2]
Почему образуются кислотные дожди? Составьте уравнения химических реакций, приводящих к образованию кислотных дождей на примере оксидов серы.
Почему нельзя есть фрукты с деревьев, растущих в городе возле трасс?
(С начала 1930-х годов в качестве антидетонатора к подавляющему большинству бензинов добавляют тетраэтилсвинец. Свинец аккумулируется в почве и растительности вдоль автострад)
В бензине марки
АИ-93 содержится около 0,8 г
/
л тетраэтилсвинца С
8
Н
20
Pb
с содержанием свинца 64%. Сколько граммов свинца попадёт в окружающую среду в результате пробега автомобиля по дороге длиной 1000 км, если средний расход бензина – 10 л на 100 км?
Весьма интересными и полезными являются задачи из сборника Л.Ю.Аликберовой и Н.С. Рукк «Практико-ориентированные задания по химии 8-9 классы». Многие из них медико-биологического, сельскохозяйственного, экологического содержания [3]:
Витамин А (ретинол) улучшает состояние кожи и слизистых оболочек глаз, повышает иммунитет, а глав
ное, обеспечивает ост
роту зрения в сумерках.
При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» (человек плохо видит в ночное время). Ретинол содержится в молоке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, а также может
синтезироваться в печени человека из провитамина А – каротина. Источником каротина являются морковь, томаты и облепиха. Суточная потребность в витамине А – 2,0 мг, или 6 мг каротина. Рассчитайте, достаточно ли для удовлетворения потребности организма в витамине А съедать каждый день 100 г моркови? Считайте, что морковь содержит в среднем 0,005 каротина. (Ответ: недостаточно)
Дефолиантами называются вещества, вызывающие искусственный листопад. Их применение облегчает машинную уборку урожая. В составе одного из дефолиантов обнаружено по (массе) 21,6% натрия, 33,3% хлора и 45,1% кислорода. Определите химическую формулу этого вещества. (Ответ:
NaClO
3
–
хлорат натрия)
Хорошо известно, что легковой автомобиль загрязняет воздух вредными выбросами: на каждые 10 км пути с его выхлопными газами в атмосферу попадает 7 моль оксида углерода СО и 1 моль оксида азота
NO
. Какая масса этих вредных веществ попадёт в атмосферу при автомобильной поездке на дачу, которая расположена в 80 км от дома? (Ответ:
1568 г СО и 240 г
NO
)
Интересными оказались задачи медико-биологической направленности автора-составителя – учителя химии Акименко Т.А., представленные на сайте /infourok.ru/. Ценным в её сборнике «Задачи по химии медико-биологической направленности (10-11 классы)» является то, что задачи подобраны применительно не к отдельному понятию, а дополняют сведения к комплексу знаний по изучаемым темам. Эти задачи предназначены для школьников, планирующих выбрать медицинскую специальность. Интересны, на мой взгляд, задачи такого содержания, включая занимательные задачи [4]:
При смазывании дёсен приготовлен раствор из 5 мл 30%-
ного
раствора перекиси водорода Н
2
О
2
и 15 мл дистиллированной воды. Рассчитайте массовую долю перекиси водорода в полученном растворе (плотность раствора принять равной 1 г
/
мл).
В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 25 мг йода (входящего в состав различных соединений), причём половина всей массы йода находится в щитовидной железе
. Подсчитайте, сколько атомов йо
да находится:
а) в щитовидной железе; б) в человеческом организме в целом.
Определите, сколько каждого из веществ нужно взять фармацевту для приготовления 500 г 5%-
ного
спиртового раствора йода? Для смягчения действия этот раствор также должен содержать 1% глицерина.
Сколько граммов глицерина попало в организм серому коту Матросу, если он слизал из блюдца 80 г мороженого с жирностью 15%? Реакция распада жира в организме идёт по уравнению:
С15Н26О6 + 3Н2О = С3Н8О3 + 3С4Н8О2
жир (сливочное масло) глицерин масляная кислота
(Ответ: m (глицерина) = 3,7 г)
Сколько граммов
мёда, в котором было 45% глюкозы, съел медведь Топтыгин если клетки его организма получили 200 г воды? Реакция превращения глюкозы в организме:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О
(Ответ: m (мёда) = 740,7 г)
Важно отметить, что на уроках учащиеся сначала учатся внимательно читать условие задачи, анализировать и сопоставлять данные в ней, выявлять межпредметные связи, обдумывать ход решения задачи на основе усвоенных ранее алгоритмов её решения и личного опыта, предлагают свои варианты решения.
Таким образом, решение практико-ориентированных задач на уроках химии способствует формированию у школьников функциональной грамотности в плане умения ими решать разнообразные учебные задачи при помощи предметных и метапредметных знаний, своего жизненного опыта. Радость успеха в решении задач вдохновляет школьников на более углубленное изучение химии и делает возможным выбор будущей профессии, связанной с этой поистине увлекательной и необходимой наукой.
Выражаю искреннюю благодарность авторам сборников за их труд и ценные задачи, решая которые ученики успешно осваивают школьный курс химии.
Баташова Асият Раджабовна, учитель химии
ГКОУ РО «Ростовская-на- Дону санаторная школа-интернат № 74»
Список использованной литературы:
Новошинский
И.И.,
Новошинская
Н.С. Типы химических задач и способы их решения. Москва:
Русское слово,2019.
Кендиван
О.Д.-С. Химия. Практические задачи для любознательных. Москва:
Илекса, 2023.
Аликберова
Л.Ю.,
Рукк
Н.С. Практико-ориентированные задания по химии.
Москва: Экзамен, 2018.
Т.С.Акименко
. Задачи по химии медико-биологической направленности (10-11 классы). Новокузнецк.
(сайт
/infourok.ru/
)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат