ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бабенкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек»
Раскрытие знаний о природе, восприятие ее красоты возможно только при непосредственном общении с ней. Именно применение экскурсий в образовательном процессе наиболее эффективно способствует реализации задач экологического воспитания и обеспечивает формирование у детей экологического сознания, приобретение знаний и опыта их деятельности по сохранению природы, что в конечном итоге повышает уровень экологической культуры в целом.
Эмоциональное впечатления о природе ребенок получает на этапе дошкольного детства, накапливает представления о разных формах жизни, таким образом, у него формируются первоосновы экологического мышления и сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Этому способствуют и экскурсии в природу.
На экскурсиях особенно тесно происходит общение детей с природой. Именно во время экскурсий в природу нужно обращать внимание детей на красоту явлений: разнообразие формы, окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, движение солнца, высокие перистые облака, пейзажи местности, цветущие клумбы городских парков. Маленький ребенок с трудом воспринимает слова, тем более пространную речь взрослых. Чтобы эти слова - абстракции стали понятными, за ними должны стоять знакомые образы. Для полноценного восприятия нужно включать различные сенсорные каналы ребенка - дать им возможность посмотреть поближе, потрогать пальчиками, посчитать, понюхать, послушать, погладить. Ни в коем случае нельзя торопить детей. Они смогут почувствовать любое явление, если взрослый будет четко задавать конкретные вопросы, делать паузы, еще и еще раз понаблюдать за интересующими явлениями. Такое прочувствованное общение с природой окажет более сильное влияние на развитие ребенка, чем поток словесной информации.
Главным методом работы с дошкольниками на экскурсиях в природу является наблюдение. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. При правильном руководстве наблюдением за природными объектами ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Педагогическое общение педагога с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением педагога с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе. Наблюдения могут быть самыми разными. В любое время года наиболее доступным объектом наблюдения являются птицы. Весной можно наблюдать, как они строят гнезда, как выкармливают птенцов. Можно увидеть, как птица в клюве несет корм, проследить, куда она его несет. Хорошо наблюдать за синицами, воробьями, грачами, галками.
Интересны детям экскурсии в скверы и парки. Такие экскурсии также организуются по сезонам. Дети имеют возможность увидеть сезонные изменения у растений. Наблюдения за деревьями в скверах и парках дают ответы на следующие вопросы: какими стали деревья и кустарники? Какие изменения произошли с деревьями и кустарниками? Что изменилось? Куда деваются опавшие листья? К какому дереву относится лист? Чем лист отличается от хвои? Почему листья осыпаются, а хвоя нет? Почему ель не боится держать на своих «лапах» охапки снега, ветки не ломаются?
Обязательно стоит подержать листья в руках: теплые они или холодные, свежие или вялые, тонкие или жесткие упругие. Необходимо погладить ствол дерева: холодный он или теплый, гладкий, шершавый или грубый, весь в канавках, трещинках.
Неотъемлемой частью экскурсий с дошкольниками являются различные игры: «С чьей ветки детки?», «С кем дружит дерево?», «Да - нет» и другие.
Во время осенних экскурсий можно собрать коллекцию осенних листьев, семян различных растений. Они пригодятся для поделок, для игр и последующих занятий.
Логическим завершением экскурсий могут стать исследовательские проекты. Например, гуляя в парке, педагог обращает внимание детей на то, как дышится вдали от дороги среди деревьев.
Оценив результаты применения в образовательной деятельности с дошкольниками системы сезонных экскурсий, мы отмечаем качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в данной возрастной группе уже к концу первого года обучения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат