Выступление из опыта работы: «Художественно- эстетическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях школы-интерната»
Эстетическое развитие - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные.
У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата эстетическое развитие может начинаться позже. Это обусловлено тем, что они имеют различные двигательные нарушения и не только.
Я работаю учителем в 5 классе с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата и умственной отсталостью. В нашем классе художественно - эстетическое развитие затрагивает все уроки. Многие дети, страдающие детским церебральным параличом (нарушениями опорно - двигательного аппарата), с удовольствием делают аппликацию, рисуют и лепят. Однако, различные нарушения двигательной сферы снижают качество их изобразительной деятельности, она зачастую не соответствует возрасту. У детей 11-12 лет рисунки похожи на хаотическое черканье детей 2-х лет, не имеющих отклонений. Например, геометрические фигуры не имеют четких очертаний, деревья и цветы как бы «повисают» в воздухе. Также многие дети не ориентируются на плоскости бумаги, путают «лево» и «право», выходят за пределы листа, либо мельчат детали. Дети, страдающие ДЦП, не любят пользоваться цветными карандашами и красками, предпочитая весь рисунок изображать одним цветом. Ну и конечно такие результаты творчества не могут нравиться ни только родителям, но и самому ребенку не доставляют удовольствия.
Однако, для детей, страдающих различными нарушениями опорно- двигательного аппарата, занятия изобразительной деятельностью необходимы для развития художественно - эстетического восприятия мира, развития мелкой моторики рук, для формирования графических навыков, а также для расширения знаний и представлений детей об окружающем их разнообразном мире.
Но добиться того, чтобы уроки по изобразительной деятельности стали любимыми и оказывали существенное воздействие на нарушенные болезнью стороны психофизического развития, педагогам необходимо подбирать методы, которые помогали бы детям полюбить занятия художественно - эстетического цикла и тем самым способствовали бы развитию уверенности детей в своих силах, развитию пространственного мышления, побуждали бы детей к творческим поискам и решениям, развивали мелкую моторику рук, творческие способности.
Один из таких методов - это нетрадиционное рисование. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает учеников. Нужно помнить, что, работая с воспитанниками, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата, важно обращать внимание на индивидуализацию образовательного процесса: грамотно подбирать технику рисования для каждого ребёнка, уметь постоянно хвалить ребенка за его успехи, замечать его старания.
На своих уроках я использую нетрадиционные материалы и техники рисования. Существует множество техник нетрадиционного рисования, которые можно использовать в работе - это кляксография, отпечатки картофелем, тычок жесткой полусухой кистью, набрызг, оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками и ладошками, паролоном, разрисовывание маленьких камешков, рисование втулками от туалетной бумаги, рисование одноразовыми вилками, пузырчатой плёнкой, методом штриховки и т.д.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее; развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Ребёнок учится познавать окружающий мир посредством художественно - эстетического развития. И одним из главных людей, на котором лежит ответственность за воспитание положительной личности с развитым чувством художественно-эстетического восприятия - это учитель.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат