«Формы взаимодействия Дома ребенка и семьи по физическому воспитанию детей».
Самусева Татьяна Владимировна
инструктор по физической культуре КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма.У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные-движения ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метение, прыжки). Наряду с формирование двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализует весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, развиваться физически. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе. Другая важна роль семейного воспитания- влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.Уровень семейного воспитания в процессе физического развития детей определяется степенью взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Здоровое, красивое тело, красивые движения – результат правильного физического развития. Маленький человек не может сам себя развить – это задача взрослых.
Для успешной и продуктивной работы детского саду по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников.На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый педагог дошкольного учреждения был грамотен в вопросах сохранения здоровья. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен иметь так же специальные знания, касающиеся здоровья детей и практические навыки здорового образа жизни. Степень грамотности педагога в вопросах здоровья определяет уровень воспитания детей, умение адаптироваться к условиям жизни, их стремлению к познанию самих себя.
В любой комплексной программе система физического воспитания дошкольника является частью общегосударственной системы физического воспитания, она строится с учётом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с родителями.
Семья для ребёнка- источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром” – детский сад, семья, общественность.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог сотрудничает с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семь включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семьи в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагога к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, а главное практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.
Совместные мероприятия педагогов, инструктора и родителей:
Родительские собрания
;
Консультации
;
Беседы;
Совместные мероприятия инструкторов, педагогов, родителей и детей:
Спортивные праздники и развлечения;
Спортивные соревнования.
Двигательная активность детей, гармоничное развитие, тренировка сердечно – сосудистой и дыхательной систем обеспечивались и ДОУ регулярным проведением утренней гимнастики. Сокращению времени пребывания в статическом режиме помогали разумное уменьшение продолжительности образовательных занятий (комплексные занятия), проведение физкультминуток, использование игровых заданий с движениями во время занятий. Для профилактических мероприятий использовались все природные факторы: солнце, воздух, вода, земля (хождение босиком летом). В процессе оздоровления у детей формируется осознанное отношение к своему здоровью, понимание преимущества хорошего самочувствия. Педагоги формируют у детей навыки личной гигиены и осуществляют контроль за их неукоснительным выполнением. Участие всего персонала ДОУ в решении задач физического воспитания, правильный подбор оборудования, рациональное его использование, соблюдение режима дня, разнообразные виды и формы физкультурной работы способствовали развитию двигательной сферы детей, формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма. Благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребенка.
Я считаю, что целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей; также способствует самореализации родительского потенциала.
Основными задачами по физическому воспитанию дошкольников являются:
охрана и укрепление здоровья детей;
формирование жизненно – необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
обеспечение физического и психического благополучия.
Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в детском саду строится по нескольким направлениям:
Создание условий для физического развития и снижение
заболеваемости детей;
Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов детского сада;
Комплексное решение
физкультурно
– оздоровительных задач (медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор ФК.)
Одна из основных задач ДОУ: «Формировать и прививать у детей и родителей потребность к здоровому образу жизни».
Наглядные уголки для родителей, стенды, папки – передвижки (на информационных стендах в каждой возрастной группе и в холле детского сада работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления детей, такие как «Растим детей здоровыми», «Здоровье без лекарств», «Помоги ребенку быть здоровым!», «Здоровая семья», предлагаются комплексы для профилактики плоскостопия, нарушения
опорно
– двигательного аппарата, упражнения пальчиковой гимнастики, подвижные игры);
Анкетироввание
, тесты родителе 9этот метод позволяет нам получить информацию от родителей по вопросам
физкультурно
– оздоровительной работы в детском саду, анализировать качес
тво проводимой работы с родител
ями, узнать больше о каждом ребенке и о его семье. В анкете родители задают вопросы, которые чаще и являются определяющими при выборе темы родительского собрания).
Используемая литература:
Алямовская
В.Г. Современный подход к оздоровлению детей в дошкольном образовательно учреждении
.
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход.
Глазрина
Л.Д.,
Овсянкин
В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат