Воспитатель МАДОУ № 15 ст-цыРодниковской муниципального образования Курганинский район Чалова Людмила Анатольевна
В рубрику «Полезный опыт» или «Дошкольное образование».
Детское экспериментирование как средство
познавательного развития дошкольников
«Детское экспериментирование –
особая форма исследовательской
деятельности,в которой наиболее
ярко выраженыпроцессы возникновения
и развития новых мотивов личности,
лежащих в основе саморазвития»
Н. Н. Подъяков
Дети дошкольного возраста по своей природе- пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому в основе организации детской экспериментальной деятельности детей в моей группе лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача - удовлетворить потребности детей, что, в свою очередь, приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Для реализации поставленных передо мной задач я создала условия в предметно - развивающей среде группы: уголок экспериментирования, мини - лабораторию.
Сюда входят: приборы-помощники (лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм), природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спилы и листья деревьев, мох, семена и т. п.), утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки), разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски, медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши), прочие материалы (зеркала, воздушные шарики, мука, соль, сахар, сито, свечи).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую с детьми – это опыты, они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять,делать выводы, высказывать свои суждения.
Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Создавая условия для экспериментирования ребёнка дома и на прогулке, родители, тем самым, открывают ему двери для самостоятельного изучения окружающего мира.
Какие же условия необходимо создать в детском саду и дома, чтобы процесс экспериментирования был не только развлечением, но и познанием:
.помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу готовых ответов;
. появление у ребёнка интереса к экспериментированию напрямую зависит от вашей личной заинтересованности, поэтому проявляйте искренний интерес к той деятельности, которой предлагаете заняться;
. не сдерживайте инициативы ребёнка, предоставьте ему самому сделать все доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.
. в заключение эксперимента всегда старайтесь подвести ребёнка к выводу: «О чём свидетельствует результат опыта, что это значит?...»
В заключениемогу с уверенностью сказать, что результатом планирования и реализации детского экспериментирования является приобретённый опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат