Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.
Для детей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей. Пальчиковые игры – это уникальный способ развития детей. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются всегда короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием повторяют их. Пальчиковые игры – это полезное и чрезвычайно веселое, занятие для детей. Они способствуют: развитию речи и мелкой моторики; развитию координации движений; к письму подготовка руки; расширению словарного запаса; развитию, воображения внимания, памяти; снятию умственного и эмоционального напряжения.
Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым, игры - способствуют средством начального эстетического воспитания.
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи. Пальчиковыми играми принято называть показ различных историй с помощью пальцев рук. Также можно использовать термин «пальчиковая гимнастика», когда параллельно с движениями в кистях рук рассказывается стишок. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, творческие способности, стимулируют развитие речи, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше ребенок работает пальцами и всей кистью, тем лучше говорит. Игра это - один из лучших способов развития речи и мышления у детей.
На первый взгляд пользы от игр пальчиковых больше, чем может показаться.
1. Развитие логики и мышления. Повторение последовательности движений за взрослым требует концентрации внимания и сосредоточенности, а также способности логически рассуждать. В игровой форме с пальчиковыми играми можно легко тренировать эти процессы.
2. Развитие координации и мелкой моторики. С виду - простая игра, где ребенок весело повторяет движения за взрослым пальчиками. А на самом деле при выполнении несложных движений в головном мозге одномоментно задействуются множество центров. В последние годы ученые, педагоги, нейро-психологи все чаще говорят о важности мелкой моторики ребенка и ее связи с когнитивным уровнем развития.
3.Развитие навыка коммуникации. Во время игры дошкольнику приходится взаимодействовать с другим человеком, учиться ждать и выполнять движения вместе.
4.Способ дошкольника увлечь без гаджетов в любом месте. Где бы вы ни находились с малышом, пальчиковые игры занять могут ребенка на довольно продолжительное время (длительность заинтересованности малыша будет напрямую зависеть от того, сколько игр знает взрослый. В зависимости от возраста можно подбирать те пальчиковые игры или варианты гимнастик, которые будут актуальны для вашего малыша.
Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенка до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам - шерсть, песок, камушки, пшено, вод. Для ребенка - это способ познавать удивительный окружающий мир.
В жизни существует недолгий, но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение – это дошкольный возраст. И этот период называют «нежным возрастом». Поэтому нужно быть предельно осторожным и деликатным в вопросе развития ребенка. Внимание обратите, с какой радостью дошкольника и внимание усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации.
Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что в дошкольном возрасте развитие мелкой моторики – это основная задача развивающей работы с детьми, и игры пальчиковые в этом помогают. Они очень увлекательные эмоциональные, и способствуют развитию речи и творческой активности детей.
Приемы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные: 1. Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, растирание, круговые движения по ладоням, разминание постукивания подушечками пальцев);
2. Игры с речевым сопровождением;
3. Без речевого сопровождения пальчиковая гимнастика, графические упражнения: дорисовка картинки, графический диктант, штриховка, соединение по точкам, продолжение ряда;
4. Предметная деятельность: пластилином, игры с бумагой, глиной, рисование мелками, углём, водой, песком;
5. Игры: мозаика, складывание разрезных картинок, конструкторы, шнуровка, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
6. Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, варежковый, театр теней;
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Чудесный мешочек», «Найди такой же на ощупь».
Нетрадиционные: 1. Самомассаж пальцев рук и кистей с грецкими орехами, массажными щётка, карандашами;
2. Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: хозяйственно-бытовой, бросовый, природный.
Главная цель пальчиковых игр – развитие ребенка, улучшение координации, переключение внимания, что напрямую воздействует на умственное развитие. При повторении стихотворных строк и движение одновременно пальцами у детей формируется правильное произношение, способность согласовывать движения и речь, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Таким образом, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень важно и необходимо. Чем раньше начинает активно и умело двигать пальчиками, ладошками, ребенок, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются и быстрее начинают говорить, речь становится более связанной и эмоциональной.
В моей практике помимо развития речи и мелкой моторики, пальчиковая игра помогает мне формировать у детей доверительные и добрые отношения, быть внимательными и учить сосредотачиваться на игре. Совместные действия со взрослыми снимают зажатость у ребёнка, неуверенность, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами. Дети выполняют жесты, повторяют уже знакомые пальчиковые игры, с большим интересом, разучивают новые, самостоятельно проговаривают слова. Игры пальчиковые можно использовать как физ.минутки на занятиях, в бытовой деятельности, в процессе наблюдения на природе.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эмоциональны, очень увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности у детей. «Пальчиковые игры» отображают как бы реальность окружающего мира - явления природы, предметы, животных, людей, их деятельность. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Пальчиковую гимнастику использовать на прогулке можно, во время наблюдений за природными явлениями. Наблюдая за дождем, дети охотно воспримут игру: «Дождик, дождик, что ты льешь?» Дождик, дождик, что ты льешь? (Показываем брызги пальчиками.) Погулять нам не даешь? (Шагаем пальчиками.) Я водою дождевою, землю мою, мою, мою. (Ладошки складываем и потираем руки друг о друга.) Мою крышу и забор. (Крышу показываем.) Мою улицу и двор. (Какой большой двор, показываем.)
Во время знакомства с фруктами, более лучшему восприятию будет способствовать пальчиковая игра: «Будем мы варить компот». Будем мы варить компот. Фруктов нужно много, вот. («Варят» - мешают на ладошке пальчиком). Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. (Ребром ладони, другой руки стучат по ладошки.) Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. (Кулачки сжимают.) Варим, варим мы компот, угости честной народ! («Варят» снова компот.)
Самым этим вырабатывается ловкость, умение своими движениями управлять, внимание концентрировать на одном виде деятельности, дошкольник получает разнообразные сенсорные впечатления, игры пальчиковые дают родителям возможность и воспитателям играть c детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику и речь, развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры пальчиковые формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат