Особенности развитию внимания детей дошкольного возраста с РАС
РАС или расстройство аутистического спектра представляет собой расстройство психического развития, характеризующееся:
- стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи,
- ограниченными интересами,
- часто повторяющимися поведенческими действиями.
Главная особенность данного расстройства заключается в дефиците социальной коммуникации.
Внимание – это направленность и сосредоточенность на каком-либо объекте при одновременном отвлечении от других. При этом направленность носит избирательный характер, а сосредоточенность понимается углубленностью в деятельность.
Трудности в концентрации внимания ребёнка с РАС начинают проявляться уже в раннем детском возрасте. К году такой ребёнок не следует указаниям близкого человека, не отзывается на своё имя или не следует простой инструкции. В то же время он сильно сосредотачивается на определённой музыке или цвете стен в комнате и стремится к их постоянному стереотипному воспроизведению.
В зависимости от тяжести РАС нарушения у детей проявляются в разной степени. Однако, дети много запоминают и воспринимают пассивно. Слушают не вслушиваясь, смотрят не всматриваясь. Они получают информацию, на которую с первого взгляда, казалось бы, не обратили особого внимания. Они могут сообщать некоторые факторы из тех периодов своей жизни, когда они были, казалось бы, безучастными к происходящему.
Однако, специально прилечь внимание такого ребёнка невозможно. Для этого нужно постоянно изучать его поведение в повседневной жизни, улавливая то особенное, на что он обращает внимание.
Дети с РАС характеризуются сильной захваченностью сенсорными впечатлениями. Ребёнок обращает внимание не на яркие признаки предмета, а на второстепенные. Кроме того, дети с РАС обращают внимание на малейшие отклонения от привычных состояний предметов. Именно поэтому изучать поведение таких детей рекомендуется в однотипных условиях, знакомых им.
Несколько рекомендаций по развитию внимания у детей с расстройствами аутистического спектра:
Использование с
т
руктурированного и предсказуемого
режим
а
дня
:
Создание понятного режима поможет ребенку с РАС лучше сосредотачиваться. Необходимо создать расписание с определенными временными интервалами для различных активностей.
И
спользование зрительных подсказок и визуальных планов
:
Визуальные подсказки помогут ребенку лучше ориентироваться в повседневных задачах. Это также может помочь им лучше понять ожидаемый порядок действий.
Расположение
:
Размещение рабочего пространства ребенка так, чтобы оно было свободно от излишнего шума, отвлекающих предметов или других раздражителей. Это поможет детям сосредоточиться на текущей задаче.
Игровая терапия
:
Внедрение игровой терапии в повседневные занятия ребенка. Игры могут помочь детям улучшить внимательность, концентрацию и навыки коммуникации. Необходимо выбирать игры, которые соответствуют интересам ребенка и могут помочь им развивать навыки.
Регулярные перерывы
:
Учитывание того, что дети с РАС могут быстро уставать от длительной концентрации. Предоставление им регулярных перерывов для отдыха и релаксации. Это поможет ребенку более эффективно использовать внимание при работе.
Использовани
е позитивного подкрепления
:
Награждение ребенка за успешное выполнение задач, хорошее внимание или улучшение его способности сосредоточиться. Позитивное подкрепление может быть в виде словесной похвалы, небольшой награды или специальной привилегии.
Работа с определенными инструментами или сенсорными игрушками
:
Ребенку может помочь работа с конкретными игрушками, инструментами или сенсорными материалами, такими как песок или глина, чтобы сосредоточить свое внимание на конкретной активности.
Помощь специалиста
:
Работа с дефектологом или специалистом по РАС может помочь ребенку развить внимание. Они предлагают индивидуальные стратегии и техники работы над вниманием.
Таким образом, важно помнить, что каждый ребенок с РАС уникален, поэтому подходы могут варьироваться. Для этого нужна адекватная помощь не только специалистов, но и родителей, которые должны обеспечить ребёнка всеми необходимыми условиями для их благополучного существования.
Используемая литература
1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М.: Просвещение, 1991. - 53 с.
2. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 1. С. 9-18.
3. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М., 2008. - 127 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат