Бугаенко Галина Федоровна МБОУ «Варваровская СОШ» с. Варваровка Алексеевского района Белгородской области
Использование метода «постерной презентации» в рамках современного урока искусства
Ведущим компонентом содержания обучения музыке является обучение основным видам музыкальной деятельности: восприятие, вокализация, пластическое интонирование, - которые обуславливают необходимость применения интерактивных образовательных технологий. Исходя из этого, учитель должен владеть и применять различные интерактивные технологии на уроке музыки. Результативным является использование метода «постерной презентации» на уроках эстетического цикла. Организация учебной деятельности направлена на введение метода «постерной презентации» с помощью которой учитель качественно реализует системно - деятельностный подход в обучении:
-управляет познавательной деятельностью ученика;
-организует проектную деятельность на уроке;
-организует работу учащихся в парах, группах;
- активизирует речевую активность при выполнении задания.
«Постерная презентация» позволяет не только сделать процесс обучения интенсивнее, но и получить учащимся навыки работы в парах и группе, а также раскрыть свои коммуникативные умения по представлению собственного продукта. При этом учащиеся имеют возможность осваивать мультимедийные средства обучения.
Технология предполагает:1)создание постеров (на основе иллюстраций, презентаций и текстов); 2) групповое представление постеров; 3) обсуждение и оценивание постеров. Выделяют следующие этапы технологии «постерной презентации» [3]:
творческая деятельность;
творческий продукт;
закономерности продукта;
постановка новых задач, коррекция своей деятельности;
новый продукт.
Важнейшим элементом групповой работы по созданию «постерной презентации» является «разрыв»- психологическое состояние участника творческой группы, при котором ему открывается новое видение предложенного материала. Вследствие чего он приходит к качественно новому повороту деятельности. Учителю необходимо заранее продумать порядок содержания.
Выделяют два вида «постерной презентации»: ассоциативный постер и аналитический постер. Учитель использует любой из предложенных методов как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
В начальной школе лучше использовать ассоциативный постер[1]. Ассоциативные постеры создают учащиеся, начиная со 2 класса. Создание таких постеров помогает учащимся проследить взаимосвязь между видами музыкально-теоретической деятельности, лучше усвоить и запомнить полученный материал. Учащиеся, в процессе создания ассоциативного постера, учатся уважать чужое мнение, а также работать с мультимедийными средствами обучения. Например, учащимся 2 класса, на заключительном этапе урока по теме «Колокольный звон» предлагается превратиться в юных композиторов, звонарей и историков. Учащиеся делятся на 2 группы. Первой группе необходимо изготовить постер, отражающий историю и традиции православных праздников с помощью листа А3, полоской бумаги с надписями колокольных звонов, иллюстраций православных праздников, и краткого текстового материала по теме. Учащиеся должны по ассоциации к каждой иллюстрации подобрать надпись, выбрать изображение, которое займет центральное место на листе. Также необходимо придумать необычное название.
Второй группе необходимо изготовить постер, отражающий историю возникновения колоколов и их предназначения из предложенного материала: листа А3, полосок бумаги с надписями колокольных звонов, различных колоколов, и текстового материала. Задание остается таким же как в первой группе. Затем предстоит защита приготовленных постеров.
Наиболее эффективно применение аналитического постера в 5-7 классах на уроках музыки. Создание аналитического постера на уроке способствует развитию важнейших коммуникативных умений: учит выражать свои мысли, учитывать точку зрения участника процесса, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, а также создавать мультимедийные продукты по уже изготовленному постеру.
Например, учащимся предлагается задание по созданию аналитического постера в 5 классе по теме «Фольклор в музыке русских композиторов». На данном уроке учащиеся знакомятся с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Ученикам предлагается произведение А.С. Пушкина, партитуры Н.А. Римского-Корсакова и декорации к опере. Используя предложенные материалы, необходимо создать постер, отражающий последовательность событий в опере и проиллюстрировать их. Учащиеся выбирают иллюстрацию, которая будет занимать центральное место. На уроке наиболее подробно изучается фрагмент оперы «Три чуда», обычно учащиеся отдают предпочтение декорации к этому фрагменту. Далее придумывают название своему постеру, отличное от подлинных. Один участник от группы защищает свое творчество. В качестве домашнего задания предлагается сделать проект интерактивного музея Н.А. Римского-Корсакова.
Применение метода «постерных презентаций» наиболее эффективно на этапе рефлексии. Создание постера на этапе рефлексии способствует структурированию знаний учащихся, полученных на уроке и способности к анализу информации [2]. Все перечисленные разновидности способствуют формированию коммуникативных УУД: происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы. При этом дети учатся структурировать знания, определять и формулировать проблемы, находить правильное решение в результате диалога, слушать чужое мнение и отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Впоследствии создание данных презентаций перерастает в создание мультимедийных проектов и исследовательских работ.
Важнейшим качеством процесса создания « презентаций» оказывается сотрудничество и сотворчество. В случае регулярного использования метода «постерной презентации» на уроках учащиеся получают навыки владения различными способами создания мультимедийных продуктов.
Литература
Асмолов
А.Г. Как проектировать
универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г.
Асмолова
и др. – М., 2010.
Алексеенко
, И.В.
Постерная
презентация как средство формирования коммуникативных компетенций/ И.В.
Алексеенко
// Материалы IV Международной научно-методической конференции / под общей ред. Д. П. Маевского. – Омск, 2012. – С. 303–306.
Богачинская
Ю.С. Опыт использования
постерной
презентации в процессе формирования
тьюторских
компетенций/ Ю.С.
Богачинская
// Школьные технологии. – 2014. - №1 – 142-146.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат