ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЕ особенности французского черного юмора
Ерышева Алёна Игоревна
студент, Белгородский национальный исследовательский университет,
Россия, г. Белгород
Черный юмор – феномен, изучением которого занимаются представители различных наук: социология, психология, лингвистика. Данное явление особенно распространено среди молодежи, которая обладает нетипичным взглядом на жизнь, нормы морали. Несмотря на то, что с каждым годом число исследований, посвященных теме юмора, растет, до сих пор не существует единой трактовки данного термина.
Положительное воздействие юмора на человека – факт, известный на протяжении многих столетий. Издавна у различных народов существовал ритуал осмеяния смерти и человеческих недостатков (в том числе физических), в дальнейшем на этом строились выступления шутов и скоморохов, а также народные балаганы. Таким образом, подобные шутки помогали отстраниться от пугающих событий, преодолеть страх перед ними, почувствовать себя при этом более сильным, смелым и неуязвимым, что легло в основу черного юмора.
Черный юмор парадоксален по своей природе и порождает двойственную реакцию: в первую очередь, смех, который вызван развлекательным аспектом рассказанной шутки, затем, ужас или даже стыд от первоначальной реакции. Как мы отмечали ранее, его двойственность также подтверждается тем фактом, что чаще всего черный юмор – некое циничное глумление над человеческими ценностями, однако он помогает притупить страх смерти, эмоционально преодолеть негативное эмоциональное воздействие на человека (например, унижение).
Подобный механизм был рассмотрен в трудах многих исследователей. З. Фрейд писал, что «защитным механизмом от негативных аспектов жизни и у взрослых, и у детей является шуточное и насмешливое отношение к тому, что невозможно изменить» (З. Фрейд). Отечественный исследователь В.И. Карасик, который выделял два типа черных шуток: «С одной стороны это шутки, употребляющиеся людьми, живущими в мирное и тихое время. С другой стороны – это шутки, появляющиеся в период, когда в обществе наблюдается хаос и безумие. В этом случае цель шуток будет состоять в привнесении в жизнь социума гармонии и спокойствия» (Карасик, 2011).
Язык существует в трех аспектах: семантическом, синтактическом и прагматическом. Частичное преобразование или полное нарушение одного из аспектов приводит к возникновению комического эффекта, то есть возникает то самое необходимое несоответствие для возникновения юмора.
К особенностям юмора на уровне семантики относятся: словообразование, изобретение неологизмов, присвоение новых значений существующим словам или употребление слова в прямом значении, что противоречит контексту.
К особенностям юмора на уровне синтактики отнесем: использование парцелляции, параллельных по построению конструкций, смешение функциональных стилей (в том числе, сочетание лексики, относящейся к разным стилям). Для разных жанров характерны различные особенности синтаксиса и грамматики. Так как «литература черного юмора» – это, преимущественно, литература сюрреализма, автору важно погрузить читателя в происходящее, поэтому им используются сложные предложения, наполненные большим количеством уточняющих конструкций. Для устных жанров и кинематографа характерно использование коротких фраз, так как традиционно у комиков и актеров мало времени для воздействия на зрителя из-за динамичности этих жанров.
На уровне прагматики черный юмор возникает в последствии, преимущественно, нарушений постулатов Грайса: количества, качества, отношения, способа.
В заключении подчеркнем, что для черного юмора характерны скрывающие или искажающие смысл эвфемизмы, высокопарная, вызывающая или дурашливая лексика. Он используется для изобличения правды жизни, тем самым заставляя человека чувствовать себя сильным.
Список литературы:
Белянин, В.П. Антология черного юмора / В.П. Белянин,
И.А. Бутенко. – М.: ПАИМС, 1996. – 192 с.
Карасик, А.В. Лингвокультурные характеристики английского юмора: дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / Карасик Андрей Владимирович. – Волгоград, 2011. – 193 с
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Художник и фантазирование / З. Фрейд. – М.: Республика, 1995. – 300 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат