«Практико-ориентированные задачи на развитие математической грамотности обучающихся 5-6 классов»
Михайлова Альмира, Попова Сайаана
ученицы 8 «а» класса МБУ ДО «ЦДО им.Л.Е. Лукиной»
Руководитель: Григорьева Татьяна Васильевна, педагог доп.образования
Актуальность: в проекте новых стандартов образования одним из основных требований к усвоению знаний, учащихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, или же развить функциональную грамотность учащихся. Действительно, в настоящее время для человека чрезвычайно важно не заучивание теории, а способность применять знания и умения для решения конкретных ситуаций. универсальность математических методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой.
Цель исследования Разработать практико-ориентированные задачи по математике на развитие математической грамотности для 5 – 6 классов
Задачи исследования:
Изучить научно-методическую, учебную литературу по теме исследования
Изучить методику использования практико-ориентированных задач на
уроках математики
в 5-6 классах
Провести подбор и разработать задачи для 5-6 классов с практическим содержанием, подходящим для нашего региона
Апробировать разработанные практико-ориентированные задачи
Диагностика
сформированности
математической грамотности обучающихся 5-6 классов
Создать сайт на платформе
Методы исследования: Анализ научно-методической и учебной литературы по теме исследования, анкетирование и диаогностика
Гипотеза: Использование при обучении учениками в школе практико-ориентированных задач ведет к повышению качества математической грамотности и интереса к предмету
Практическая значимость: Данный банк задач можно использовать на уроках и внеурочных занятиях по математике, а также для организации самостоятельного обучения
Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.
Виды практико-ориентированных задач:
• Аналитические – это определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели;
• Организационно – подготовительные – это планирование и организация практико-ориентированной работы индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов; анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление связей между ними.
• Оценочно-коррекционные – это формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности
Сравнительная характеристика учебников математики 5 - 6 классов по количеству практико-ориентированных задач
Вывод: сюжеты задач схожи, их количество незначительно больше, и они распределены по всему изучаемому материалу. Однако ни один учебник не может раскрыть все многообразие связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять предлагаемые в учебнике системы упражнений составленными задачами
ОГЭ по математике в 2023 году выполнили 52 обучающихся нашей школы. Мы провели анализ на решение практических задач.
Из 52 обучающихся максимальный балл получили лишь 6, и совсем не справились 9 учащихся. Это указывает на то, что у учащихся не отработаны навыки работы с текстовыми задачами практического характера
Изучив научно-методическую и учебную литературу по данной теме мы решили сами составить практико-ориентированных задачи, сопоставимых с содержанием школьной программы и позволяющих дополнить ее прикладным, практическим содержанием, подходящим для нашего региона
С помощью конструирования практико-ориентированных задач мы подобрали из имеющийся литературы задачи, «Преобразовали» математическую задачу, и решили опубликовать наш банк задач на сайте «Mathlife», который мы создали на платформе Google (с помощью данного QR кода можете войти в наш сайт)
Рис.1. Ссылка на сайт
Также можете посетить сайт по ссылке https://sites.google.com/view/mathlifeykt?usp=sharing
Данный банк задач предназначен для организации работы с учащимися 5 – 6-х классов. Кроме того, эти материалы могут быть использованы учащимися 7-9-х классов на этапе повторения раздела «Реальная математика».
Заключение. Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат