Гигиенические параметры микроклимата кабинетов для учебы в школе старого образца.
Помещение (рабочее или жилое) - это не только укрытие от неблагоприятных воздействий природы, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. В помещении человек проводит 80-90% своего времени. В последние годы появилось множество сообщений о так называемом синдроме больных зданий, т.е. зданий, у обитателей которых наблюдаются признаки ухудшения здоровья: головные боли, умственное переутомление, увеличение числа простудных заболеваний, раздражение слизистых оболочек глаза, носа и глотки, сухость кожи и слизистых, тошнота, головокружение [1].
Цель: провести комплексную оценку гигиенических параметров микроклимата кабинетов школы старого образца.
Задачи:
Ознакомиться с
устройством и принципом работы приборов для оценки микроклимата
классн
ых
помещени
й
;
Провести исследования гигиенических
параметров в классных кабинетах с помощью датчиков освещения, влажности
, давления
и температуры;
Сравнить показатели микроклимата
в противоположных сторонах света на разных этажах школы;
Проанализировать результаты, соотнести их с нормативами;
Сделать выводы о гигиеническом
состоянии классных помещений
школы старого образца
;
Разработать рекомендации по результатам исследования.
Оценка освещения
Освещение оценивали по уровню освещенности горизонтальной поверхности на рабочем месте с помощью объективного люксметра testo 545. Воспринимающей частью прибора является фотоэлемент, преобразующий световую энергию в электрическую. Регистрирующей частью является чувствительный гальванометр, отградуированный непосредственно в люксах. Датчик располагали на парте. Полученные результаты сравнивали с установленными нормами. Виды освящения: естественное, искусственное и совмещенное. Сравниваемые кабинеты находились на разных этажах и сторонах света. Кроме того, сравнивалось освещение на первых и последних партах класса первого и третьего ряда. Примечание: в день измерения была переменная облачность. Норма искусственной освещенности от 300 до 500 лк, норма естественной освещенности 150-200 лк. (нормы СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г.). Освещение в классах левостороннее.
Таблица 1. Измерение естественного и искусственного освещения в классах школы старого типа
Парта
Ряд
1 этаж
2 этаж
3 этаж
Юг (17 каб.)
Север (8 каб.)
Юг (31 каб.)
Север (25 каб.)
Юг (34 каб.)
Север (38 каб.)
Ест
Иск
Ест
Иск
Ест
Иск
Ест
Иск
Ест
Иск
Ест
Иск
Первая парта
1
97
103
152
328
580
250
521
108
309
431
265
346
3
42
117
15
493
150
301
91
188
83
203
81
179
Последняя
1
148
235
353
122
983
406
561
269
499
495
456
209
3
40
260
14
498
140
401
39
251
89
376
61
225
Стол учителя
80
170
28
450
987
308
575
120
279
230
363
301
Вывод: Не достаточное освещение зарегистрировано при естественном освещении последних парт 3 ряда на всех этажах. В кабинете №17, расположенном на 1 этаже южной стороны, выявлена недостаточная освещенность как при искусственном, так и естественном освещении. Самые лучшие показатели освещенности выявлены в кабинете №31 на 2 этаже южной стороны. Остальные кабинеты соответствуют современным нормам СанПиНа. Помещения классных комнат с учетом характера зрительной работы и светового климата имеет не совсем удовлетворительное освещение. Некоторые показатели не соответствуют гигиеническим нормативам.
Температура и относительная влажность воздуха в кабинете
При гигиенической оценки влияния физических факторов воздушной среды на организм человека необходимо учитывать весь комплекс микроклиматических параметров: атмосферное давление, температуру, влажность и скорость движения воздуха. Для создания комфортного самочувствия человека рекомендуется соблюдать следующие значения микроклиматических параметров: 1. Средняя температура воздуха должна составлять 18-24⁰С; 2. Величина относительной влажности воздуха при указанных температурах может колебаться в пределах 40-60% (нормы СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г.). Температуру и относительную влажность воздуха в кабинетах школы старого типа оценивали прибором «МЕТЕОСКОП-М». Воспринимающей частью прибора является сенсометрический щуп. Полученные результаты сравнивали с установленными нормами. Сравниваемые кабинеты находились на разных этажах и сторонах света.
Таблица 2. Измерение температуры и относительной влажности воздуха в классах школы старого типа
Параметры
Норма
Юг
(17 каб.)
Север
(8 каб.)
Юг
(31 каб.)
Север
(25 каб.)
Юг
(34 каб.)
Север
(38
каб.)
Температура в мае
18-
24⁰С
26,1⁰С
22⁰С
26⁰С
24,7 ⁰С
25,5⁰С
24⁰С
Температура
в ноябре
18-
24⁰С
24⁰С
24⁰С
23⁰С
22⁰С
21⁰С
20⁰С
Влажность
40-60%
56%
60%
53%
54%
53%
53%
Вывод: В мае лучшие показатели температуры были в кабинете № 8 (температура составляла 22⁰С), в кабинетах №25 наблюдалась небольшое повышение температуры (на 0,5⁰С). Выше нормы была температура в кабинетах №17, №31 и №34 (на 1-2⁰С). Тоесть, на южной стороне наблюдается более серьезное отклонение температуры В ноябре все показатели соответствуют современным нормам СанПиНа, лучший показатель в кабинете 38, расположенный на 3-ем этаже северной стороны. Относительная влажность воздуха в пределах нормы была во всех кабинетах, как северной, так и южной сторон. Максимальное значение составляла 60% в кабинете №8, расположенном на 1 этаже северной стороны.
4. В результате проведенного исследования установлено, что часть кабинетов, расположенных на южной стороне школы старого типа имеют ряд отклонений от новых санитарно-гигиенических требований, что требует улучшения микроклиматических условий школьных классов.
Рекомендации
Лучше проветривать классные комнаты, расположенные на южной стороне
Повысить естественный
и искусственный
уровень освещенности
в кабинете
№
17, увеличить
искусственное освещение в кабинете № 25
Рассмотрет
ь возможность
обеспечение лучшей проветриваемости, температурного режима и шумоизоляции
в кабинете № 17
.
Литература
Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Спб., 1993
Ашимхина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Агар, 2000
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат