ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация: в статье рассмотрена характеристика государственного регулирования рынка страхования в российской и зарубежной практике. Представлен сравнительный анализ, результаты которого позволяют определить основные направления совершенствования государственного регулирования страхования в Российской Федерации (РФ).
Ключевые слова: страхование; страховой рынок; государственное регулирование.
Актуальность проблематики обусловлена тем, что период 2020-2023 гг. для страховщиков российского и зарубежного рынка оказался волатильным и нестабильным. Турбулентность страховой отрасли была обусловлена различными угрозами: кризис пандемии; международные санкции; отток финансового капитала; рост инфляции. Вместе с тем, страхование – это важнейшее направление экономической деятельности, где тесно переплетены интересы граждан и страховщиков. Поэтому процессы, происходящие внутри рынка страхования, должны поддаваться тщательному государственному контролю и регулированию.
Анализируя российскую практику государственного регулирования страхования, стоит отметить, что его роль выполняет, как ЦБ РФ, так и Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Последний орган ответственен за следующие задачи [1]:
осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства;
предоставлением субъектам страхового дела информации о прекращении их лицензии;
обеспечение контроля достоверности отчетности, которая предоставляется страховыми компаниями.
Анализируя зарубежную практику государственного регулирования страхования, обратимся к опыту США. Доля данной страны на мировом рынке страховых услуг составляет более 40%. Это свидетельствует о создании максимально эффективных условий государственного надзора за страховыми отношениями. В США существует особое законодательное регулирование страхового бизнеса. Здесь каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган. Это усложняет процесс государственного регулирования рынка страхования, однако позволяет максимально проконтролировать честность и соблюдение всеми сторонами страховых отношений своих обязательств [2].
На втором месте после США в структуре мирового рынка страхования идет Китай с долей в 9%. Китайская система государственного регулирования страховых отношений молодая, поскольку была создана лишь в 1995 г. с созданием специально закона о страховании. До этого времени страховые услуги предоставлял единый государственный монополист. В 1998 г. регулирование страхования было отделено от банковского регулирования, однако в 2018 г. данные органы были вновь соединены. Государственное регулирование страхования акцентирует внимание на обеспеченность страховщиков необходимым нормативом финансового капитала и резервов. Проводятся действия, направленные на стимулирование цифровизации страховой отрасли в Китае [3].
С учетом зарубежной практики, можно предложить следующие основные направления совершенствования государственного регулирования страхования в РФ:
создание отдельной службы безопасности в ЦБ РФ, занимающегося мониторингом информационных и финансовых рисков на страховом рынке, борясь с мошенниками;
создание независимой организации для расследования преступлений, связанных со страховой деятельностью;
повышение правовой защиты страхователей и их прав на рынке страхования через развитие цифровой экосистемы, где новейшие технологии повышают безопасность данных, средств, контрактов и расчетов
.
Таким образом, государственное регулирование страхования в РФ и за рубежом значительно различается. Пример США демонстрирует серьезное осложнение и дифференциацию в условиях контроля государством деятельности страховщиков. В Китае более приближенная модель государственного регулирования страхования, однако демонстрирует положительный пример того, как важно развивать цифровизацию страховой отрасли, что повышает финансовую безопасность страховщиков и улучшает качество предоставляемых страховых услуг страхователям.
Список литературы
Колтунова Ю.И.
Государственное регулирование сферы страхования //
Modern
Economy
Success
. 2020. № 1. С. 116-121.
Худоян
М.Г.
Государственное регулирования деятельности субъектов страхования //
Вестник науки. 2022. Т. 2. № 10 (55). С. 93-96.
Чжан
С.
Тенденция развития страхового рынка Китая // Финансы и управление. 2020. № 2.
С. 85-94.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат