Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Сущностная характеристика понятия «межкультурная чувствительность». Работа №63007

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Сущностная характеристика понятия «межкультурная чувствительность»
Работа:

Сущностная характеристика понятия «межкультурная чувствительность»

 

Межкультурная чувствительность является важным понятием в изучении межкультурных отношений и коммуникации. Оно отражает способность человека эффективно взаимодействовать с представителями других культур.

Существует множество определений межкультурной чувствительности в научной литературе. В широком смысле это понятие можно охарактеризовать как способность понимать, уважать и правильно реагировать на различия между культурами. Чен Г. и Староста В. [6] дают следующее определение: «Межкультурная чувствительность – это способность развивать позитивный аффект или эмоции по отношению к различным культурным группам, достигать подлинного понимания и уважения культурных различий, проявлять направленное внимание и любознательность к другим культурным группам, а также использовать разнообразные стратегии для установления эффективного взаимодействия с людьми из разных культур».

Таким образом, межкультурная чувствительность подразумевает комплекс знаний, установок и навыков, необходимых для позитивного и конструктивного общения между людьми разных культур [3]. Она включает в себя такие компоненты, как осознание собственной культурной идентичности, понимание культурных различий, уважение других культур, любознательность и открытость, гибкость поведения, эмпатию и способность к сопереживанию.

Межкультурную чувствительность можно разделить на несколько основных компонентов или измерений:

Взаимодействие внимания подразумевает интерес и внимание человека к межкультурной коммуникации, готовность обращать внимание на культурные различия в процессе общения.

Взаимодействие уважения отражает уважение к культурным особенностям представителей других групп, признание равноценности разных культур и мировоззрений.

Взаимодействие уверенности - это чувство комфорта и уверенности в процессе межкультурного общения, отсутствие смущения и тревоги.

Взаимодействие наслаждения - способность получать удовольствие от процесса межкультурного взаимодействия, испытывать радость от общения с представителями других культур.

Взаимодействие внимательности - умение проявлять эмпатию, понимать эмоциональное состояние и потребности представителей других культур [1, с. 162].

Таким образом, межкультурная чувствительность включает когнитивный (знания), аффективный (чувства) и поведенческий (навыки) компоненты. Все они важны для эффективности межкультурного общения [5, с. 41]. Межкультурная чувствительность тесно связана с некоторыми другими важными концепциями межкультурной коммуникации, такими как культурная осведомленность, межкультурная компетентность и этноцентризм.

Культурная осведомленность подразумевает знание норм, ценностей и особенностей разных культур и является когнитивной основой межкультурной чувствительности [4, с. 397]. Межкультурная чувствительность дополняет культурную осведомленность аффективными и поведенческими аспектами. Межкультурную компетентность можно охарактеризовать как умение эффективно взаимодействовать с представителями других культур. Межкультурная чувствительность является основополагающим компонентом межкультурной компетентности. Без развитой чувствительности затруднительно выстраивать позитивную и продуктивную коммуникацию с людьми из других культур. Этноцентризм представляет собой оценку других культур сквозь призму норм и ценностей собственной культуры. Этноцентризм препятствует развитию межкультурной чувствительности, поскольку мешает объективно воспринимать и понимать особенности других культур [2, с. 166].

Таким образом, межкультурная чувствительность базируется на культурной осведомленности и является основой межкультурной компетентности. В то же время этноцентризм препятствует ее развитию.

В условиях глобализации и интенсивных межкультурных контактов межкультурная чувствительность приобретает особую важность и способствует более гармоничному взаимодействию между представителями разных стран и культур. Межкультурная чувствительность важна в различных сферах:

Таблица 1 – Примеры значимости межкультурной чувствительности

Сфера

Значимость межкультурной чувствительности

Бизнес и экономика

В условиях глобализации компании активно взаимодействуют с международными партнерами, поставщиками, клиентами. Межкультурная чувствительность помогает выстраивать эффективные деловые отношения, избегать недопонимания и конфликтов, связанных с культурными различиями.

Политика и дипломатия

Развитие международных интеграционных объединений (ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР и др.) предъявляет высокие требования к межкультурной чувствительности политиков и дипломатов.

Образование

В условиях академической мобильности растет число иностранных студентов. Университетам необходимо создавать инклюзивную мультикультурную среду. Межкультурная чувствительность преподавателей и студентов крайне важна для этого.

Здравоохранение

Во многих странах работают врачи, представляющие разные культуры. Межкультурная чувствительность медработников помогает оказывать качественную помощь пациентам с учетом их культурных особенностей.

 

Межкультурная чувствительность предполагает осознанное восприятие и уважение культурных различий, отказ от этноцентризма и стереотипных представлений об иных культурах, умение конструктивно взаимодействовать с их представителями. Ниже мы проанализируем значимость развития межкультурной чувствительности на различных уровнях современного социума.

В условиях глобализации, интернационализации экономических отношений компании осуществляют активное сотрудничество с зарубежными партнерами, заказчиками, поставщиками. Возникают совместные предприятия с иностранным участием, международные корпорации. Все это предъявляет повышенные требования к межкультурной чувствительности бизнесменов и менеджеров.

Наличие стереотипов и предрассудков может привести к коммуникативным неудачам, конфликтам интересов, срыву контрактов по причинам непонимания культурных особенностей партнеров. Формирование чувствительности к ментальным различиям народов позволяет выстраивать эффективные деловые отношения, добиваться взаимовыгодных договоренностей с зарубежными контрагентами.

В современном глобальном мире значительно возросло число международных интеграционных союзов – таких, как Европейский Союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, МЕРКОСУР, Африканский союз и других. Они объединяют страны и народы с различными культурными традициями и ценностями. Для выстраивания межгосударственных отношений, принятия совместных решений, разрешения возникающих коллизий политикам и дипломатам необходим высокий уровень межкультурной чувствительности. Отсутствие понимания уникальности позиций каждой из сторон чревато распадом подобных объединений (как это было в случае СССР и Югославии). Поэтому формирование чувствительности к национально-культурной специфике всех участников является залогом стабильности интеграционных процессов.

Таким образом, в условиях культурного многообразия современного мира межкультурная чувствительность является ключевым условием эффективного взаимопонимания и сотрудничества между людьми разных стран и культур во всех сферах жизни общества.

Существует ряд факторов, которые могут как способствовать, так и препятствовать развитию межкультурной чувствительности личности:

Личностные особенности - к ним относятся эмоциональный интеллект, эмпатия, толерантность к неопределенности, потребность в познании, способность к рефлексии и саморегуляции и др., качества способствуют развитию межкультурной чувствительности.

Культурная идентичность - осознание собственной культурной идентичности, знание норм и ценностей родной культуры являются основой для формирования позитивного отношения к культурным различиям других групп. Опыт межкультурного общения - непосредственный контакт с представителями других культур способствует развитию межкультурной чувствительности. В то же время негативный опыт может, наоборот, привести к усилению этноцентризма и предубеждений.

Межкультурное образование - обучение основам межкультурной коммуникации, знакомство с культурными различиями в процессе образования также развивает межкультурную чувствительность. Социальная среда - наличие или отсутствие этноцентристских установок и предубеждений в социальной среде человека влияет на уровень его межкультурной чувствительности.

Таким образом, развитие межкультурной чувствительности является результатом взаимовлияния личностных и ситуационных, объективных и субъективных факторов. Их учет необходим при организации целенаправленной работы по повышению межкультурной чувствительности в различных сферах.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Арт-технологии в современном образовании:

теория,практика

, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, 22 марта2021г. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека

А.Миллера

», –, 2021. – 282 с.

Ачаева

М.С., Поспелова Н.В., Субботина Н.С. Использование арт-технологий

впроцессе

изучения иностранного языка на младшем этапе обучения //

Педагогическийжурнал

. 2023. Т. 13. № 6А. С. 163-168. DOI: 10.34670/AR.2023.29.27.024

Захарова О.О. Аспекты формирования межкультурных ценностных ориентаций школьников при обучении иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14129 (дата обращения: 08.11.2023).

Зотова Т. Н. Использование арт-терапии в технологическом образовании младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 396–400. – URL:

http://e-koncept.ru/2014/54342.htm

.

Кафанова

О.В., Сидоренко Н.С. Взаимодействие участников образовательного процесса на примере общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 35-48.

https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_35

Chen, G.-M. and Starosta, W.J. (1996) Intercultural Communication Competence: A Synthesis.

Communication Yearbook, 19, 353-384.

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×