Дата публикации:
02.03.2024
Автор:
Полоротова Ирина Сергеевна
Название работы:
Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности
Работа:
Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности
Полоротова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №344
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к инновационному поведению. На смену подражанию, повторению приходят новые требования: умение видеть проблемы, принимать их, анализировать и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
В настоящее время перед школой по-прежнему стоит задача развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения в своей познавательной деятельности. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время, без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. Познавательная же самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно-познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ. Познавательная самостоятельность является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы. Понятия самостоятельная работа и познавательная самостоятельность в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но при этом самостоятельности не проявлять. Как отмечают ученые, учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то развитие познавательной самостоятельности формируется поэтапно. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения ребёнок должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Сигналом к началу самостоятельной деятельности служит познавательная трудность, неожиданность задания, учебной ситуации. Это очень важно для детей младшего возраста. Поэтому акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний так важен при обучении младших школьников.
Наблюдения на уроках за самостоятельной работай учеников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить учебную задачу сразу, без анализа и осмысления её условий, работают торопливо, поспешно, допускают ошибки. Встречаются такие ученики, которые, наоборот, включаются в работу слишком медленно, не думают над заданиями, не решаются приступить к их решению и в результате выпадают из общего ритма деятельности, не успевают выполнять всё необходимое. С этим непосредственно связано их эмоциональное самочувствие – тревожное или спокойное. Более половины учеников, выполняя самостоятельную, чувствуют себя тревожно. Одни – потому, что слишком эмоциональны, другие - потому, что не уверены в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными. Это доказывает необходимость специального обучения детей навыкам самостоятельной деятельности.
Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших - до 70%.
Метод наблюдений использую для организации самостоятельной познавательной деятельности. В процессе наблюдения ученики анализируют, сравнивают, делают вывод. Полученные таким образом знания являются более осознанными и тем самым лучше усваиваются. Процесс наблюдения и анализа рассматриваемых объектов, ведущий к обобщению, неразрывно связан с рассуждением, выявлением причинно-следственных связей, с обоснованием тех выводов, к которым приходит ученик в процессе предлагаемых ему заданий.
Дифференциация и индивидуализация в образовательной структуре выполняют основополагающую роль. Наиболее целесообразна организация дифференцированной работы на этапе закрепления и повторения ранее изученного материала. Отдельные приёмы индивидуализации и дифференциации можно использовать на этапе устного счёта, а также при ознакомлении детей с новым материалом. Часто предлагаю дифференцировать домашние задания.
Групповая и парная работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приёмы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Состав групп не постоянен, он меняется. Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдёт настоящая эффективная работа. Групповая работа - условие содержательной работы в предмете, а не просто форма сидеть в группе. Для организации групповой работы я использую ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения и т.п.
Разноуровневые задания, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности. В классе всегда есть ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, которые быстро схватывают новое и считают, что они уже в достаточной мере усвоили материал и могут работать самостоятельно. Работая со всем классом, сложно организовать постоянный контроль работы таких учеников, потому что есть и другая категория детей, которые сразу не усваивают обязательный материал и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними необходимо работать индивидуально, т. к. цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствует введение индивидуальных и разноуровневых карточек.
Тестирование. Тестовая форма организации самостоятельной работы направлена на развитие умения быстро и оперативно выполнять задание за определённый промежуток времени. Большие возможности открывает использование интерактивной доски для организации активной мыслительной деятельности учащихся в самостоятельной работе. Компьютерное тестирование в последнее время стало одной из продуктивных форм организации самостоятельной работы.
Одной из интересных форм организации самостоятельной деятельности учащихся является метод проектов, девизом при работе над которым являются слова Вольтера Видеть и делать новое – очень большое удовольствие. В ходе реализации проекта учащиеся учатся проводить самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения, работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
Одно из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки. Памятка – эта вербальная модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание.
Использование опорных схем Всем известно, что успех – главное условие развития детей в обучении, поэтому необходимо предупреждать ошибки, а не работать над ними. Опорные схемы помогают через знающего ученика учить незнающего.
Одной из первых ценностей для учащихся является интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний. Вводятся два типа заданий в зависимости от характера познавательной деятельности. Первый тип – самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные). Второй тип – самостоятельные работы поискового характера (на группировку, обобщение, умозаключение). Задания второго типа формируют сложную мыслительную деятельность. Поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Давая подобные задания, дети каждую минуту через различные виды заданий росли, видели плоды трудов, каждый ощущал свою значимость в коллективе, добьёмся оптимального прогресса в развитии всех учащихся, в том числе наиболее сильных и самых слабых. Именно благодаря тому, что каждый из ребят вносит нечто своё, оригинальное в жизнь класса, это способствует её обогащению. Таким образом, достигается подлинно коллективная работа в процессе обучения.
Для этого необходимо формировать познавательные действия у младших школьников в процессе обучения, познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества, проявлением и развитием начал самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Список используемой литературы
Калинина Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008. 80 с.
Осницкий А. К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Нальчик: Эльфа, 1996. 124 с.
Поломникова Н. А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика. 2016. №5. С. 83.
Попова А. И. Развитие самостоятельности у младших школьников в условиях коллективных занятий //Начальная школа. 2018. № 11. С. 229. 48
Проничева Е. В. Способы формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников // Педагогика. 2008. № 4. С. 85-89.
Цукерман Г. А. О детской самостоятельности // Педагогика. 2015. № 6. С. 175.
Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. 2008. №2. С.43-45
Скачать работу
Полоротова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ лицей №344
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к инновационному поведению. На смену подражанию, повторению приходят новые требования: умение видеть проблемы, принимать их, анализировать и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
В настоящее время перед школой по-прежнему стоит задача развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения в своей познавательной деятельности. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время, без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. Познавательная же самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно-познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ. Познавательная самостоятельность является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы. Понятия самостоятельная работа и познавательная самостоятельность в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но при этом самостоятельности не проявлять. Как отмечают ученые, учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то развитие познавательной самостоятельности формируется поэтапно. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения ребёнок должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Сигналом к началу самостоятельной деятельности служит познавательная трудность, неожиданность задания, учебной ситуации. Это очень важно для детей младшего возраста. Поэтому акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний так важен при обучении младших школьников.
Наблюдения на уроках за самостоятельной работай учеников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить учебную задачу сразу, без анализа и осмысления её условий, работают торопливо, поспешно, допускают ошибки. Встречаются такие ученики, которые, наоборот, включаются в работу слишком медленно, не думают над заданиями, не решаются приступить к их решению и в результате выпадают из общего ритма деятельности, не успевают выполнять всё необходимое. С этим непосредственно связано их эмоциональное самочувствие – тревожное или спокойное. Более половины учеников, выполняя самостоятельную, чувствуют себя тревожно. Одни – потому, что слишком эмоциональны, другие - потому, что не уверены в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными. Это доказывает необходимость специального обучения детей навыкам самостоятельной деятельности.
Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших - до 70%.
Метод наблюдений использую для организации самостоятельной познавательной деятельности. В процессе наблюдения ученики анализируют, сравнивают, делают вывод. Полученные таким образом знания являются более осознанными и тем самым лучше усваиваются. Процесс наблюдения и анализа рассматриваемых объектов, ведущий к обобщению, неразрывно связан с рассуждением, выявлением причинно-следственных связей, с обоснованием тех выводов, к которым приходит ученик в процессе предлагаемых ему заданий.
Дифференциация и индивидуализация в образовательной структуре выполняют основополагающую роль. Наиболее целесообразна организация дифференцированной работы на этапе закрепления и повторения ранее изученного материала. Отдельные приёмы индивидуализации и дифференциации можно использовать на этапе устного счёта, а также при ознакомлении детей с новым материалом. Часто предлагаю дифференцировать домашние задания.
Групповая и парная работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приёмы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Состав групп не постоянен, он меняется. Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдёт настоящая эффективная работа. Групповая работа - условие содержательной работы в предмете, а не просто форма сидеть в группе. Для организации групповой работы я использую ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения и т.п.
Разноуровневые задания, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности. В классе всегда есть ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, которые быстро схватывают новое и считают, что они уже в достаточной мере усвоили материал и могут работать самостоятельно. Работая со всем классом, сложно организовать постоянный контроль работы таких учеников, потому что есть и другая категория детей, которые сразу не усваивают обязательный материал и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними необходимо работать индивидуально, т. к. цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствует введение индивидуальных и разноуровневых карточек.
Тестирование. Тестовая форма организации самостоятельной работы направлена на развитие умения быстро и оперативно выполнять задание за определённый промежуток времени. Большие возможности открывает использование интерактивной доски для организации активной мыслительной деятельности учащихся в самостоятельной работе. Компьютерное тестирование в последнее время стало одной из продуктивных форм организации самостоятельной работы.
Одной из интересных форм организации самостоятельной деятельности учащихся является метод проектов, девизом при работе над которым являются слова Вольтера Видеть и делать новое – очень большое удовольствие. В ходе реализации проекта учащиеся учатся проводить самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения, работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
Одно из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки. Памятка – эта вербальная модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание.
Использование опорных схем Всем известно, что успех – главное условие развития детей в обучении, поэтому необходимо предупреждать ошибки, а не работать над ними. Опорные схемы помогают через знающего ученика учить незнающего.
Одной из первых ценностей для учащихся является интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний. Вводятся два типа заданий в зависимости от характера познавательной деятельности. Первый тип – самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные). Второй тип – самостоятельные работы поискового характера (на группировку, обобщение, умозаключение). Задания второго типа формируют сложную мыслительную деятельность. Поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Давая подобные задания, дети каждую минуту через различные виды заданий росли, видели плоды трудов, каждый ощущал свою значимость в коллективе, добьёмся оптимального прогресса в развитии всех учащихся, в том числе наиболее сильных и самых слабых. Именно благодаря тому, что каждый из ребят вносит нечто своё, оригинальное в жизнь класса, это способствует её обогащению. Таким образом, достигается подлинно коллективная работа в процессе обучения.
Для этого необходимо формировать познавательные действия у младших школьников в процессе обучения, познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества, проявлением и развитием начал самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Список используемой литературы
Калинина Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008. 80 с.
Осницкий А. К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Нальчик: Эльфа, 1996. 124 с.
Поломникова Н. А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика. 2016. №5. С. 83.
Попова А. И. Развитие самостоятельности у младших школьников в условиях коллективных занятий //Начальная школа. 2018. № 11. С. 229. 48
Проничева Е. В. Способы формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников // Педагогика. 2008. № 4. С. 85-89.
Цукерман Г. А. О детской самостоятельности // Педагогика. 2015. № 6. С. 175.
Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. 2008. №2. С.43-45
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств