Сценарий непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в лабораторию открытий»
Составители: Графина Т.В., Вагнер Н.В.
Воднева О.Ф, Тиханова В.Н.
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные
Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и
явлениях окружающего мира;
Развивающие
Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;
Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;
Воспитательные
Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, почему магнит притягивается к холодильнику? Почему тает мороженное? Где живёт электрический ток? Откуда берётся свет? Что такое звук? …
-Эти вопросы, порой, заставляют задуматься даже взрослых… как вы думаете где можно получить ответы на эти вопросы? В лаборатории. А кто работает в лаборатории? Ученые и лаборанты, их помощники. У меня есть такой юный знакомый лаборант. А зовут его наураш. Давайте с ним познакомимся.
Видеознакомство с юным ученым Наурашем (видео).
Воспитатель: В его лаборатории можно узнать не только о температуре, звуке и электричестве. Наураш приглашает нас в гости в свою лабораторию научных открытий. Возможно побывав у него в гостях, вы узнаете много нового.
Воспитатель: В его лаборатории несколько помещений для проведения опытов. Предлагаю вам разделится на три команды и отправится на экскурсию по лаборатории нуараша.
Дети делятся на три команды, вытягивая жетон.
Разделившись на три команды, дети вместе с педагогами посещают три локации с презентацией опытов и видеофизминуткой.
1 Локация:
Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».
Материал: 1 стакан лимонада, виноградина.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.
Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.
Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.
Опыт 2: «Определите емкость с соленой водой».
Материал: 3 непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.
Воспитатель: А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.
Соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет.
2 Локация:
Опыт 1: «Как определить какое яйцо вареное, а какое сырое?»
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня на столе два яйца. Одно вареное, а другое сырое. Как вы думаете, какое из них сырое, а какое вареное?
Дети высказывают свои предположения.
Если яйцо крутится на столе, значит оно вареное, если нет – сырое.
Опыт 2: «Чудеса на расческе»
Воспитатель: Ребята, у меня есть фольга от шоколадки и обычная расческа. Что будет, если сначала расчесать волосы, а потом прикоснуться фольге?
При расчесывании волосы электризуются, фольга примагнитится.
Ученые в лаборатории не только эксперементируют, но и находят минутку для отдыха.
Музыкальная физминутка.
3 Локация
Опыт 1: «Радуга в стакане воды»
Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Дети: Радуга.
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).
Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу- только из четырех цветов – в пробирке. И, конечно же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны четыре помощника.
Воспитатель просит налить в чистую пробирку воду слоями с помощью воронки: синюю, красную, зеленую и желтую краску. Что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Вода смешивается.
Воспитатель: Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся: вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложечка и пробирка.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.
В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.
В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)
Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.
Воспитатель: В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
- В каком стакане было меньше всего сахара?
Дети: В красном.
Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).
Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.
Опыт 2: «Танцующее молоко».
Воспитатель: Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дадим ему немного постоять. Теперь капаем пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Воспитатель: Верно, ничего. Теперь окунем палочку в жидкое мыло и коснемся, просто коснемся, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и понаблюдаем «волшебство в молоке».
Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
Когда все три группы посетят все локации, дети собираются вместе.
Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат