Учитель начальных классов
Болтенко Галина Владимировна
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников
Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники, игровая деятельность.
Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда основным видом деятельности становится общение. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал в подростковом возрасте.
Проблема общения младших школьников остается актуальной, несмотря на то, что довольно широко освещена в научных исследованиях. Что касается общения младших школьников с учителем в современной школе, то отметим, что меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, нежели их сверстники 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Проблема коммуникативности младших школьников актуальна еще и тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит формирование личности. Вне общения с другими не осуществляется никакая интеллектуальная деятельность человека. Из этого следует настоятельная потребность научить подрастающее поколение полноценно общаться. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. И именно в этот период младший школьник учится брать на себя ответственность за свое поведение, правильно организовывать общение, чтобы устанавливать позитивные отношения с окружающими людьми.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень коммуникативных достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.
Коммуникации со сверстниками повышают качество освоения знаний и дают более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации самоизменения.
В этом же возрасте формируется умение дисциплинировать себя, организовывать как индивидуальную, как и групповую деятельность, осознается ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в названный период усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень его свободы среди других людей в течение всей жизни.
Вопросы изучения особенностей общения младших школьников освещены в научных работах А.А. Басова, В.А. Беликова, В.Г. Бочаровой, Л.П. Гурьяновой, Р.А. Литвак, М.И. Лисиной и др.
Несмотря на то, что основным видом деятельности у детей начальной школы является учение, общение в младшем школьном возрасте часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает в них настойчивость и стремление к успеху. Спектр возможности игры в формировании личности ребенка чрезвычайно широк, в том числе в формировании его коммуникативных качеств. Изучением роли игры в развитии личности младшего школьника занимались И.И. Фришман, С.А. Шмаков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
В учебнике социальной психологии мы находим, что при соединении в системно-коммуникационную цепь понятие «коммуникация» означает зависимость состояний взаимодействующих субъектов как систем. Рассуждая о коммуникации, Г.М. Андреева отмечает, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей [1, с.84].
По ее мнению, коммуникативный процесс состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.
Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества.
Особую роль в развитии коммуникативных способностей у детей по всем выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование коммуникативного процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых коммуникативных навыков личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.
Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома [6, с.63].
Кроме того, вне учебные объединения младших школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой, должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью [2, с.82].
Младшие школьники более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства, слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер.
С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным, совершенствуется и обратная связь.
Наряду с трудом и ученьем игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра является предметом изучения различных наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и др. В отечественной педагогике и психологии проблемы игры и игровой деятельности рассматривали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта [3, с.10].
Н.В. Клюева говорила: «Обучение, воспитание и развитие - единый процесс. Игра включает в себя все составляющие этого процесса» [4, с.22].
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта и коммуникативных навыков, которые характеризуются гибкостью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет ребенку донести «правильность» своего мнения, с помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.
Умение донести до другого человека необходимую информацию, пусть даже это будет облачено в игровую форму - сложный и многоструктурный процесс. Младший школьник преодолевает различные сложности и сталкивается с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны реципиента. Однако если игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то игровая задача будет достигнута, благодаря гибкости общения и коммуникации.
Таким образом, игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет школьнику, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а также уметь преподнести информацию согласно правилам и потребностям современного общества. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные способности, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.
Литература
1.Андреева Г.М. Социальная психология /- М.: Просвещение, 2006. - 289 с.
2. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2008. - 252 с.
3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: Питер, 2005. - 112 с.
4. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева. - Ярославль, Наука, 2006. - 188 с.
5. Кукушин В.С. Педагогика / В.С. Кукушкин. - М.: МарТ, 2005. - 592 с.
6. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 230 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат