Тунгускова Светлана Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «ЦО-СШ №22»
г. Старый Оскол
Нетрадиционные техники рисования
как средство развития креативного мышления
у учащихся 5-7 классов
Аннотация. В статье рассматривается практический опыт применения нетрадиционных техник рисования как средство развития креативного мышления у учащихся 5-7 классов.
Ключевые слова. Креативность, креативное мышление, нетрадиционные техники рисования.
Сегодня роль педагога, формирующего сознание ребенка, его индивидуальность с помощью искусства, как никогда велика. Именно на уроках изобразительного искусства ребенок рисует свою картину мира, настоящую и будущую. Учитель способствует раскрытию с помощью художественно-образовательных технологий его интеллектуального и духовно-нравственного развития.
Одной из основных задач учебного предмета изобразительное искусство является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала.
А. Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека.
Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление - креативность. В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.
Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Развитие креативности обучающихся на уроках изобразительного искусства предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Создание на уроках изобразительного искусства креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения.
Одним из эффективных средств развития креативного мышления у учащихся 5-7 классов являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию креативного мышления, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Существует множество нетрадиционных техник рисования, позволяющих учащимся 5-7 классов достигать результата при использовании оттисков, например, из картофеля, или же рисуя пальчиками и ладошками. Восковые мелки, акварель и свечи, отпечатки древесных листьев, жесткие полусухие кисти и точечное рисование, рисование мятой бумагой, монотипия и пластилинография, рисование песком, ватными палочками, кляксография.- и это далеко не конец.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения, способствуют снятию детских страхов; развивают уверенность в своих силах и развивают креативное мышление.
Литература
Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие.- СПб
.,
2002.
Вагнер-Вебер Р. Моя первая школа рисования. Рисую как взрослый! / Пер. с
нем
. И. Кочневой – СПб. Питер 2014. – 64 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4.
Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей.
–Р
остов-на-Дону: «Феникс», 2004.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат