Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников реабилитационного центра.
В статье описан опыт развития навыков здорового образа жизни у детей, оставшихся без попечения родителей. Приведены методы и приемы, позволяющие воспитанникам закрепить заботу о своем здоровье, сделать ее нормой жизни.
В социально – реабилитационный центр поступают дети от 3 до 18 лет. Очень часто поступившие дети не имеют представления об элементарных навыках здорового образа жизни. Нерадивые родители не способны на своем примере показать, что значит придерживаться здорового образа жизни. Учитывая контингент детей, имеющих проблемы со здоровьем, а также с поведением, в учреждении сформулирована основная цель – создать условия, направленные на развитие у каждого воспитанника физического и психического здоровья. Важно показать детям полезную альтернативу пьянству, табакокурению и употреблению ПАВ.В семьях дети видят лишь эти вредные привычки. Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, для достижения поставленной цели, используются наглядные и игровые методы: экскурсии, физминутки (2, 10, 135), беседы, викторины, соревнования и эстафеты в зале и на свежем воздухе. Доказано, что самым универсальным средством укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура – двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития человека и приводит к гармонии. Главное – привить детям потребность в движении, т. е. то, что в нас заложено самой природой. Зарядка при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости. Зарядка проводится после утреннего пробуждения и дневного сна (3, 48-54). В летнее время зарядка проводится на улице. После месяца ежедневных тренировок с детьми, стало очевидно, что необходимо совмещать и чередовать традиционные и нетрадиционные формы ее проведения. Детям больше нравится выполнять зарядку игрового характера. Наблюдения показывает, что проведение зарядки в нетрадиционной форме приносит результаты. Ребята живее откликаются, охотнее выполняют упражнения, повышается настроение, закрепляется желание и потребность ежедневного выполнения комплекса упражнений. В конце традиционной зарядки дети всегда повторяют фразу: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!». Проводимые спортивные эстафеты: «Веселые старты», «В здоровом теле – здоровый дух», «Большие гонки», соревнования «Зимняя спартакиада», «Энергия спорта – энергия страны», «Малые олимпийские игры», дни здоровья «Быть здоровым здорово!», «В поисках здоровья», «Нам болезни не страшны, мы со спортом ведь дружны!» всегда вызывают у воспитанников много положительных эмоций. Воспитывают соревновательный дух, тренируют волю к победе. Учат действовать сообща, быть командой. А если проиграли, значит надо еще усерднее заниматься. и, возможно, победа не за горами! Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребята могут простудиться во время прогулки, не следует. Необходимо научить их гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движения. Внимание детей обращается на то, что движение помогает им согреваться. Подвижные игры проводятся на специальных занятиях, во время прогулки и в интервалах между занятиями (3, 70-89). Цель подвижных игр – создавать чувство радости, развивать самостоятельность в игре и стремиться к еще большей физической активности, к организации здорового образа жизни. Замечено, что вначале с детьми постоянно должен играть воспитатель. Он следит за правилами, действиями участников. По прошествии нескольких дней дети сами с желанием организуют игры, действуют в соответствии с правилами, меньше спорят. Прогулка становится приятной и полезной. Помимо физической активности, важным компонентом в системе развития школьников является питание. Наши воспитанники не привыкли к здоровой пище в семье, поэтому часто отказываются от первых блюд. Второе блюдо тоже съедают не всё, т. к. многие воспитанники никогда не пробовали гарниры. Есть дети, отказывающиеся от мяса, фруктов. В этой ситуации помогают «Разговоры о правильном питании» (1, 1-79). У детей формируется представление о пищевых потребностях организма, о правильном выборе пищи: «Что такое витамины, и где они живут», «Здоровая еда полезна и вкусна», «Вредные продукты», «Рыба на столе – здоровье в доме», «Роль молока в питании детей», «Овощи, ягода, фрукты самые витаминные продукты». Пословицы являются помощниками:» Хлеб - всему голова», «Щи да каша – пища наша». Интерес воспитанников растет. Для активации запоминания на наших занятиях часто присутствуют такие персонажи, как Витаминка, Поваренок, Доктор Пилюлькин. Они задают ребятам вопросы, дают задания и разные советы, рассказывают о новом и показывают сценки, закрепляют практические навыки сервировки стола, приготовления не сложных блюд. В центр на реабилитацию попадают ребята, которые уже в 8 -9 лет попробовали алкоголь и табак. На занятиях в детских умах закрепляется понимание, что их вредные привычки впоследствии скажутся на здоровье. Формированию навыков здорового образа жизни также способствует развитие творческих способностей у воспитанников. В учреждении проводятся конкурсы рисунков: «Нет – вредным привычкам!», «Береги свое здоровье», «Мы против курения», «Я выбираю жизнь». Часто дети соглашаются с тем, что вредные привычки – это плохо. И те, кто их имеет, старается скрыть. Перечислю несколько составляющих программы по развитию навыков здорового образа жизни. Сезонные экскурсии. Наш центр окружают сосны. Подрастают молодые березки. Возвышаются могучие тополя. Выходя на прогулку, мы имеем возможность наблюдать за поведением птиц, слушать их пение. В разное время года радуют глаз вечнозеленые сосны и меняющаяся листва. Отмечаем с детьми как приятно слушать шум ветра в кронах деревьев и барабанящий по крышам веранд дождь. Дети учатся замечать красоту природы, отмечать, что человек может воздействовать на нее губительно, закрепляют умение бережно относиться к этому богатству. Целевые прогулки. «Целебные травы» (подорожник). В ходе прогулки дети знакомятся с травами, обладающими целебными свойствами. Находят их на территории центра, узнают, как их применять при необходимости. «Изменения в природе». Внимание воспитанников обращено на то, как со сменой сезонов изменяется растительность, поведение птиц, насекомых. Рассказывается о приметах, указывающих на изменения в погоде. Уроки здоровья. «Чем опасно солнце», « Укусы насекомых», «Береги нос в большой мороз». Ребята знакомятся с правилами поведения при ситуациях, в которых можно нанести вред своему здоровью. Как их избежать, а если беда случилась, как помочь пострадавшему. Пикники. Ребята под руководством взрослых собирают веточки, разводят костер, пекут картошку, кипятят чай, поют песни под гитару. Учатся обращаться с огнем, запоминают, как убрать место после проведения пикника не навредив окружающей природе. Дети учатся интересно и с пользой организовывать свой досуг. День за днем взрослые подводят воспитанников к мысли, что самое важное в жизни – здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Формируя у младших школьников навыки здорового образа жизни, становится понятным, что Центр реабилитации является местом, где воспитанники укрепляют здоровье и получают положительный заряд. Главная задача педагогов – воспитание у каждого ребенка мотивации, которая обеспечит активное и сознательное отношение к процессу сохранения и укрепления своего здоровья физического, психического и духовного. Литература:
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г.
Учебно
– методический комплект программы «Разговор о правильном питании»
-М
. : ОЛМА
Медиа
Групп, 2009.
Ковалько
В, И. Школа
физминуток
. !-4 классы
–М
.: ВАКО, 2013.
Колосова Е. В. Проведение физкультурных занятий и подвижных игр для детей,
Учебно
– методическое
пособие. -2018.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат