Проект «Масленица» в средней группе «Колобок»
Воспитатель: Дюкина Юлия Владимировна
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (1-неделя).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: 11.03.2024 – 15.03.2024 г. Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность проекта:
Тема проекта «Масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный.
Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда, по православному обычаю, уже нельзя есть мясо.
А вот молочные продукты и блины – сколько угодно. Масленицу ещё называют Сырной неделей.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель проекта:
Расширить знания детей о традициях русского народа.
Задачи проекта:
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях, представление о народных русских обрядовых праздниках.
• Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.
Ожидаемые результаты проекта:
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
• Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы»
Интеграция образовательных областей:
Социализация и познание:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
- формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда.
- дать представление о трудовой деятельности наших предков в старину.
- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.
Физическое развитие:
- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми.
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.
- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Речевое развитие:
- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы.
- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника
- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией.
- использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком.
- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников.
- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений.
- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.
- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Создание лэпбука «Масленица».
Основной:
• Проведение тематических занятий;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Изготовление куклы «Масленица»;
• Досуг «Празднование широкой Масленицы»
Взаимодействие с родителями:
• Помощь в изготовлении куклы «Масленица»;
• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».
Вывод:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Список используемой литературы:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш! » Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат