Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
Рябова Л.Н.,
учитель биологии и химии
ГОУ ЛНР Великосуходольский УВК № 23
Эпиграф: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»
А. Дистервег, немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци
Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. «Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой разрабатываемых государственных образовательных стандартов. Процесс освоения обучающимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию умения учиться.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Универсальные учебные действия:
В более узком значении
«универсальные учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В широком значении
«универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий:
1.Регуляция учебной деятельности: принятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач; контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности: готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
3. Обеспечение успешности обучения: формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный(включающий также действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся . Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
«Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...», действие нравственно-этического оценивания в системе координат «Я и окружающий мир», мотивация «Какое значение, смысл имеет для меня учение».
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляція.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов нформационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование УУД на уроках химии через:
Содержание и систему заданий
Использование образовательных технологий
Использование уроков
системно-деятельностного
подхода
Личностные УУД: позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
На уроках химии развитие личностных УУД возможно через систему заданий:
На организационном этапе с целью самоопределения, смыслообразования, мотивации учения анализ высказываний:
«Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать». Гёте
“Всегда держись начеку”.
Козьма
Прутков
«Полноценными являются только те знания, которые получены собственной активностью». Иоганн Песталоцци
«Собраться вместе — это начало. Держаться вместе — это прогресс. Работать вместе — это успех».
Генри Форд
Прием «Дерево ожиданий»
С целью личностного, профессионального, жизненного самоопределения:
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
- В 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе родителей, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта и т.д.
- Подготовка сообщений на темы: «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Химия в пище» и т. д.
Представьте и опишите, что будет, если люди перестанут использовать: а) металлы, б) пластмассу, в) различные волокна.
Регулятивные УУД с целью обеспечения возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения используются приемы:
«Преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль, самоконтроль;
анализ фразы, отрывка из литературного произведения с целью определения темы урока, постановки задач;
Различные приемы рефлексии: «Незаконченное предложение», «Ожидания, опасения», «Ключевое слово, фраза», «
Рефлексивный
полилог
» и др.
С целью формирования регулятивных учебных действий осуществляются самопроверки и взаимопроверки тестов, графических, буквенных, терминологических диктантов по заготовленным шаблонам ответов, с помощью заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы и др. Например:
1. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3.
2. Игра в «Крестики- нолики». Выигрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.
HNO3 SO2 SO3 KCIO3 ZnO Na2O
CO2 CuO MnO NaOH SO2 H2SO4
O2 NaOH ZnSO4 Cu(OH)2 N2O3 CO2
3. Определите из какого произведения отрывок, определите тему, сформулируйте задачи урока. «…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившие на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу. Чудовище лежало перед нами…
Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте».
Приемы рефлексии:
«Рефлексивный полилог»: по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного задания на экране или на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«Ключевое слово, фраза» - с чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.
Пример:
Смелость
города
берёт.
Старая
песня
на
новый
лад.
Через
тернии
- к
звёздам
.
Ах,
как
я
устал
от
этой
суеты
.
Без труда не
вытащишь
и
рыбку
из
пруда
.
«Анкета-газета» - оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д
Познавательные УУД
Формулировка познавательной цели, поиск и переработка информации, создание алгоритмов деятельности; анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез; действия постановки и решения проблем формулирование учебной проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем (задач) творческого и поискового характера.
формируются при выполнении заданий:
мозговой штурм
найди сходство, поиск лишнего,
работа с таблицами,
Упорядочивание «Логические цепочки»,
конспект-лекция проблемное изучение материала,
составление опорных схем (прием «Кластер»),
составление и распознавание диаграмм;
отгадай, о чем (ком) говорим,
определение понятий,
определи причинно-следственную связь,
найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения.
Задания:
Из понятий «электроны», «атом», «нейтроны», «ядро», «электронная оболочка», «протоны» составьте соответствующую схему.
Определите каждое вещество в цепи, если известно, что А – газ, который поддерживает горение, В – металл красно – розового цвета, при взаимодействии с веществом А образует вещество чёрного цвета, которое при взаимодействии с лёгким газом образует вещество В. Составьте уравнения реакций для данной цепи, определите тип реакций и назовите все вещества.
Сформулировать вопрос и дать на него ответ в рамках заданных понятий:
Кислород, атмосфера, масса, планета, химический элемент, белки, жиры, Земля,16, вода, 23%,
Газ, растворимый, вода, бесцветный, кислород, воздух, дыхание, СО
2
, Н
2
О, без запаха.
Горит, кислород, сера, фосфор, железо, АL
2
O
3
, СO
2
, SO
2
, K
2
О, уравнение, химическое.
Прием «Ассоциативный ряд»
Тема: «Амфотерные соединения».
Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение химическому понятию «амфотерность»: амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни: на суше и в воде, а также техническое средство передвижения по воде и по суше; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал. Основное свойство типичных металлов – реакция с кислотами. Алюминий – это металл, но он реагирует и с раствором щелочи и раствором кислоты, в отличие от большинства металлов
Коммуникативные УУД: обеспечивают формирование умений работать в парах (группах), выполнять задания, которые обеспечивают возможность сотрудничества учеников. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой или объединенные в группу, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу оценки. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться. Приемы:
сдача мини - зачёта (проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.);
составь задание партнеру;
оцени ответ товарища;
групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ);
обоснуй свой ответ;
задай вопрос;
подготовь выступление;
опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента;
объясни наблюдаемое явление;
диспут.
Приемы: «Зигзаг»
,
«Круги на воде», «Мозговой штурм», «Круглый стол», «Микрофон»
,
«Вертушка»
.
Использование образовательных технологий:
Проблемно-диалогового обучения
технологии развития критического мышления
Информационно-коммуникативные
Интерактивные
Технология исследовательской деятельности
Проектные технологии
Технология развития критического мышления побуждает учащихся самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя, то есть формирование, в первую очередь, познавательных и коммуникативных УУД.
Первая стадия – вызова.
На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме. Информация с интересными фактами активизирует мыслительную деятельность и мотивирует детей на урок
•
Вторая стадия – осмысление
. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.
•
Третья стадия – рефлексия
или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.
Выводы:
Формирование
УУД
должно
выступить
как
цель
образовательного
процесса
,
определяя
его
содержание
и
организацию
.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов
.
Сформированность
УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результат
ивность
.
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат