Didgital-технологии в работе учителя-логопеда.
Современная образовательная система вступила в эру информационных технологий. Причем такие технологии все время развиваются стремительно.
Можно заметить, что все, что нас окружает – теперь цифровое. И все это можно назвать одним словом – digital.
Диджитализация – это оцифровка различных видов информации — текст, звук, видео, применяемая в различных областях, в т.ч. в логопедии.
С ростом числа детей, имеющих статус ОВЗ, разнообразные речевые нарушения, учитель-логопед должен совершенствовать, актуализировать свои знания, создавать современную предметно–развивающую среду.
Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом. Современный логопед в своей работе может использовать: интерактивные логопедические игры, интерактивные панели, интерактивный стол и т.д. Компьютерные программы позволяют расширить диапазон возможностей, разнообразить логопедические занятия, расширить мотивационный компонент. Бесплатные online-сервисы дают возможность насыщать занятие качественным визуалом.
Одним из примеров использования цифровых инструментов в работе учителя-логопеда, является онлайн платформа ismart. В ней имеется специальный раздел по работе с детьми с ОВЗ.
Материалы раздела могут быть успешно использованы и для учащихся других нозологических групп или нормотипичных школьников, испытывающих трудности в обучении. Задания данного раздела детально структурированы и упрощены, поэтому их использование позволит таким обучающимся освоить учебный материал в соответствии с их индивидуальными возможностями, в приемлемом для них темпе. Кроме того, созданная таким образом ситуация успеха снимает психологическое напряжение у детей, испытывающих образовательные затруднения.
Любая цифровая программа, используемая на занятии должна быть адаптирована для учеников, которым необходимы специальные условия:
✅ дополнительная поддержка при обучении (например, при гиперактивности, дислексии, затруднениях речи и так далее)
✅ индивидуальный подход с учетом особенностей
✅ гибридный формат обучения, т.к. испытывают стресс при общении с людьми, даже по видеосвязи
✅ поддержка учебной мотивации и режима обучения, т.к. сложно сидеть тихо 40 минут
✅ трудно заниматься в классе
✅ необходим свой, именно для Вашего ребенка, комфортный темп обучения.
В логопедическое занятие можно интегрировать различные игры-презентации.
Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. Подобную игру специалист может сделать самостоятельно, опираясь на запросы конкретного ребенка.
Причина популярности цифровых технологий при коррекции речи состоит в том, что они помогают сделать процесс работы над проблемой увлекательным и разнообразным. Дело в том, что все специальные методы и приемы логопедов подразумевают многократное повторение конкретных действий: выполнений артикуляционных упражнений; произнесения отдельных звуков, слов или фраз при автоматизации навыков произношения; чтения слогов и слов — для формирования техники чтения; прописывания отдельных графических элементов и написания букв и их сочетаний — для формирования почерка и обучения письму. Обучающие интерактивные программы или мобильные приложения помогают мотивировать ребенка выполнять задания, вносят элемент игры, соревнования, что повышает эффективность коррекционной работы.
Например, часто используются приложения с заданиями на повторение звуков в слогах, словах и предложениях. В случае нарушения чтения игры могут состоять из задач, где нужно найти конкретные буквы, слоги или слова. Для этого также используют варианты слоговых таблиц и корректурных форм, которые можно цифровизировать и сделать интерактивными.
Однако применение нововведений важно совмещать с посещением профессионального логопеда, который продиагностирует ребенка, скорректирует его речевые нарушения и даст рекомендации по использованию приложений для автоматизированного закрепления навыка. Полноценная консультация включает тактильный контакт со специалистом — логопед не только слушает пациента, но он может потрогать его язык, лицевые мышцы и грудную клетку, а это ограничивает возможности онлайн консультирования. В процессе коррекционной работы логопед регламентирует объем используемых цифровых технологий. Он может гармонизировать или балансировать использование традиционных педагогических техник совместно с новыми цифровыми.
Если же, например, родитель принимает решение об использовании каких-либо приложений самостоятельно только на основании того, что оно нравится ребенку и не мешает взрослому, это неправильный подход. И с его последствиями сегодня сталкиваются многие логопеды — уже в школьном возрасте появляется большое количество детей, которых научили неправильно читать, например, сформировали непродуктивное побуквенное чтение. В дальнейшем таких детей необходимо переучивать, что значительно сложнее. Поэтому цифровые технологии необходимо использовать с большой осторожностью, умеренно и под присмотром логопеда.
В логопедии существует ряд особых требований к обучению грамоте детей с нарушениями речи, например, особый порядок изучения букв, подбор лексического материала для чтения зависим от индивидуальных особенностей произношения звуков, но очень часто непрофессиональные программы, не учитывают этих требований, что приводит к многочисленным ошибкам угадывания или интуитивному чтению. В таком случае чтение ребенка без предрасположенности к нарушению чтения может стать похожим на дислексию только из-за неправильного подхода. Необходимо всегда обращать внимание на то, кто разработал программу, и с большой долей скепсиса относиться к советам и рекомендациям, которые распространяют в открытых источниках. Но даже проверенные программы желательно использовать под контролем специалиста.
Детям и взрослым с нарушениями центральной нервной системы вредно долгое время проводить перед экраном телефона или компьютера. Это негативно влияет на их неврологический фон, ухудшает внимание и повышает утомляемость. Учитель- логопед должен учитывать все вышеперечисленное, используя традиционные педагогические и цифровые технологии и сформировать правильный план коррекции.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат