Патриотическое воспитание младших школьников
Колтакова О.Г.
Студентка 1 курса магистратуры
Алтайский государственный педагогический университет,
Институт психологии и педагогики, Барнаул, Россия
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. В последние годы воспитание патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. В настоящее время государством предпринимаются различные меры, для того чтобы возродить военно-патриотическое воспитание детей. Основные задачи патриотического воспитания обозначены в целом ряде государственных документов: в законе «Об образовании» [1], в приоритетном национальном проекте «Образование», в федеральном государственном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы» [2]. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [3] выпускник начальной школы характеризуется как личность, любящая свою Родину, уважающая ценности семьи и социума, активная. С прошлого года во всех школах страны введены патриотические уроки «Разговоры о важном», восстанавливаются традиции наставничества, возрождается военно-патриотическое движение. Вместе с тем в современной педагогической науке и практике обозначается проблема снижения уровня духовно-нравственных ценностей среди детей и молодежи, недостаточность знаний в области культуры и истории Алтайского края и страны в целом, инфантильность молодежи, стремление уйти от проблем реальной жизни, «залипание» в виртуальном мире.
В русле заявленной проблемы на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» с 22 по 26.01. 2024 г. было проведено исследование с целью выявления уровня сформированности патриотического воспитания среди учащихся 3В класса, в котором приняли участие 23 младших школьника. Для диагностики использовался пакет методик, разработанный Т. М. Масловой [4]. Результатом патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования, по мнению Т.М. Масловой, является патриотическое становление личности, которое включает процесс овладения общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способность оценивать свое поведение через отношение к Родине.
В качестве критериев патриотической воспитанности младших школьников автор выделяет когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий аспекты. Эмоционально-ценностный критерий патриотизма характеризует причастность учащегося к патриотическим делам, к прошлому и настоящему своего Отечества на эмоциональном уровне. По мнению автора, «такие эмоции необходимы для закрепления у школьников мотивов и установок патриотического поведения» [4, С. 31] и формирования своей внутренней позиции.
Когнитивный критерий патриотизма включает знания, осознанность, умение осмысливать сущность патриотизма, его проявление в учебной, поисковой, общественной, игровой деятельности. Поведенческий критерий определяет уровень сформированности у учащихся личностных качеств патриота, опыта патриотического поведения, характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом, в классе и школе. На основе указанных критериев определены четыре уровня патриотической воспитанности.
Исследование включало проведение трех диагностических методик. Диагностика поведенческого критерия по методике «Я – патриот» включала 20 вопросов, например: Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше? Ходишь ли ты в музеи своего города? Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города? Заботишься ли ты о своих близких? и др. Диагностика когнитивного критерия проводилась по методике «Незаконченное предложение», которая состояла из 17-ти незаконченных предложений, которые младшие школьники должны завершить. Например: Гимн – это… Патриот – это… На гербе нашего государства изображено… и др. Диагностика эмоционально-ценностного критерия по опроснику «Мое отношение к малой родине» включала 10 вопросов: Что такое Родина? Какие города России ты знаешь? и т.п. Общая сумма баллов по каждой диагностической методике позволила определить уровень патриотического воспитания учащихся – высокий, средний, ниже среднего и низкий. Результаты диагностики представлены в Таблице 1.
По данным, полученным в результате диагностического задания «Я – патриот», выявлено, что большинство (57%) имеют средний уровень патриотической воспитанности, 43% – ниже среднего. По итогам задания «Незаконченное предложение» большее число младших школьников (81%) имеют уровень сформированности патриотического воспитания ниже среднего, 39% – средний. Результаты диагностического задания «Мое отношение к малой Родине» показали, что 26 % имеют высокий уровень патриотической воспитанности, 35% – средний, 30% - уровень ниже среднего, 30% – низкий уровень патриотической воспитанности.
Таблица 1. Уровень сформированности патриотического воспитания младших школьников
Диагностическое задание
Высокий уровень
Средний уровень
Уровень ниже среднего
Низкий уровень
«Я – патриот»
13 – 57%
10 – 43%
«Незаконченное предложение»
9 – 39%
14 – 81%
«Мое отношение к малой Родине»
6 – 26%
8 – 35%
7 – 30%
2 – 9%
Средний балл по трем методикам
9%
44%
51%
3%
Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что большинство учащихся обладают уровнем сформированности патриотического воспитания ниже среднего – 51% и среднего – 44%. Высоким уровнем сформированности патриотических чувств и владения знаниями краеведения обладают только 9% учащихся класса, и всего 3% класса имеют низкий уровень сформированности патриотических качеств.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что у младших школьников уровень патриотической воспитанности ниже среднего, что характеризуется недостаточным проявлением чувства привязанности к своей семье и школе, незначительным желанием заботиться о других людях, невысокой активностью при патриотической деятельности, поверхностным интересом к истории и культуре своего города и края, дети практически не знают государственные символы. Полученные результаты подтверждают необходимость усиления воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации». http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
2. Проект Федерального закона N 315234–7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». https://sozd.duma.gov.ru/bill/315234–7
3. ФГОС НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
4. Маслова, Т.М. Модель патриотического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия с окружающей средой. М.: Просвещение, 2014.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат