ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
У каждого ребенка есть значительный творческий потенциал, и он талантлив по-своему. Возможность творить – это умение, которое может в себе выработать каждый учащийся. Способность к творчеству – это признак одаренности.
Одаренность – это особые способности и таланты, которыми обладают некоторые люди. Одаренные дети отличаются высоким уровнем интеллекта, творческим мышлением и способностью к быстрому и глубокому усвоению новой информации.
Считаю, что проблема работы с одаренными учащимися жизненно важная на современном этапе развития российского общества. Исследователи, изучающие вопросы одаренности подрастающего поколения, делают внушительные выводы о том, что изучение особенностей одаренных детей вносит значительный вклад в развитие способностей всех детей. Это подтверждается социальным заказом общества на выявление и развитие творчески одаренных детей и молодежи (Постановление Правительства РФ от 19 октября 2023 г. № 1738 «Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития»). Именно поэтому так значимо определить основные задачи работы с одаренными учащимися в системе общего образования.
На разных этапах обучения предметной области «Технология» созданы благоприятные условия для проявления учащимися творческих и интеллектуальных способностей, их самореализации.
Целью моей работы с одаренными детьми на уроках технологии являются:
создание условий для их выявления, развитие и всесторонняя поддержка.
В ходе занятий я решаю следующие задачи:
выявляю способных детей, которые проявляют интерес к предмету
(начиная с 5-го класса)
;
учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, применяю индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися
(использую на уроке задания, тесты, позволяющие при выполнении делать их собственный выбор, исходя из конкретной учебной ситуации
, задания на создание проектов в результате самостоятельной деятельности
);
дифференцирую
домашние задания, использую задания повышенной сложности
на развитие творческого мышления;
через внеклассные формы занятий развиваю творческие и интеллектуальные способности у
ч
ащихся.
Я, как учитель технологии с 39-летним стажем, проработавшая 35 лет в одной школе, на своих уроках не так часто встречаю одаренных детей. Заметно и пассивное отношение самих учащихся и их родителей к собственным творческим успехам. Да, им нравится создавать изделия своими руками, украшать приготовленные салаты при выполнении кулинарных работ, но, как показывает практика, учащиеся все хотят сделать быстро, без творческой «нотки» и излишней аккуратности. Это характерные черты нынешнего поколения Z - поколения третьего тысячелетия. Занимаясь проектной деятельностью на уроках технологии одаренные учащиеся могут воплотить свои идеи в готовый продукт.
Благодаря нашему тесному сотрудничеству, большому количеству затраченного времени, дополнительным занятиям и поиску необходимой информации, мои учащиеся занимают призовые места на школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии, на выставках декоративно-прикладного творчества:
Год
Фамилия, имя обучающихся
Мероприятие
Результат
2019
Романова Елизавета, 14 лет
IX краевая выставка декоративно-прикладного творчества детей и юношества «Радуга талантов»
Диплом I степени
2019
Ходырева Виктория, 14 лет
Диплом III степени
2019
Коломеец Ева, 8 лет
Диплом I степени
2021
Пашаева Анастасия, 7 класс
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии
2 место
2021
Бочковой Николай, 11 класс
1 место
2022
Кабанова Малика, 10 класс
1 место
2022
Пашаева Анастасия, 13 лет
Городской конкурс творческих работ «Красота спасет мир»,
1 место
2023
Пашаева Анастасия, 14 лет
Городской конкурс творческих работ «Помним, чтим, гордимся, посвященный Дню Победы
Победитель
2023
Пашаева Анастасия, 14 лет
ХХХI городская выставка декоративно-прикладного творчества «Мир глазами детей»
1 место
2024
Соколова Ангелина, 13 лет
ХХХI городская выставка декоративно-прикладного творчества «Мир глазами детей»
1 место
2024
Пашаева Анастасия, 15 лет
Международный конкурс «Декоративно-прикладное творчество», работа: «Счастливая семейка»
Победитель
С таблицы видна стабильность высоких результатов нашей совместной творческой работы как на уроках технологии, так и во внеурочное время.
Одаренные дети являются ценной, но хрупкой частью нашего общества, его ресурсом. Это они представляют научный и культурный потенциал. Это от них зависит развитие науки, техники и культуры в будущем.
В. А. Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В каждом учащемся есть то, за что можно «зацепиться», заинтересовать, вовлечь в рудовую или творческую деятельность, где любой ученик может попробовать себя, стать на ступеньку выше, услышать свою фамилию в числе участников, призеров и победителей. Так пусть же «детские струны» заиграют красивой мелодией!
Источники информации:
Абдуллаева С. С.,
Хизиева
А. К. Современные проблемы и перспективные методы обучения одаренных детей// Управление качеством
образования.-
2018.- №4.- с.55-61
Шевелева Л. В. и др. Дистанционные технологии как средство развития талантливых обучающихся// Управление качеством
образования.-
2017.- №2.- с.86-93
Райнович
Р. «Одаренные дети – самый большой и самый главный ресурс каждой страны» / Р.
Райнович
// Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2018. - № 1. - С. 38-41
https://nauchniestati.ru/spravka/ponyatie-odarennosti-v-pedagogike/
https://pedsovet.su/publ/164-1-0-1457
Сахненко Светлана Леонидовна,
учитель высшей квалификационной категории,
г. Находка, Приморский край
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат