«Этапы формирования графических навыков у детей с РАС».
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, проблема обучения письму детей с РАС является очень острой. Недоразвитие тонких движений пальцев рук, их некоординированность, плохое развитие мышц кисти, их атрофия в связи с малой активностью, плохая зрительно-моторная координация, низкий психический тонус, отсутствие самоконтроля и слабость побуждений приводят к стойкому нарушению ручной умелости. Нарушения моторики отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка. Иногда это приводит к тому, что ребенок вообще не может освоить письмо как навык и испытывает стойкие негативные переживания по отношению к занятиям, связанным с этим видом деятельности.
У детей с РАС необходимо совершенствовать ручную моторику. Это способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и развитию речевой функции, развитию графо-моторных навыков.
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев,
от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
Для успешного усвоения программы огромное значение имеет сформированность графо-моторных навыков. У нейротипичных детей основы этих навыков формируются спонтанно, в школе они только совершенствуются. У детей с аутизмом спонтанного формирования не происходит и к началу обучения в школе они не умеют даже держать карандаш в руках и НАУЧИТЬ их этому очень трудно.
При формировании у детей графической деятельности и письма нужно очень тщательно подходить к выбору используемых инструментов.Сначала предлагается следующая последовательность инструментов: толстые восковые мелки ярких основных цветов; кисть № 7 и гуашевые краски; цветные карандаши хорошего качества; мягкий простой карандаш; шариковая ручка. Карандаши или мелки должны оставлять яркий след даже при неумелом или слабом нажиме ребенка. На первых этапах не рекомендуется использовать шариковую ручку, так как у шариковой ручки по сравнению с карандашом очень ограничена рабочая зона.
После этого можно учиться писать шариковой ручкой, есть несколько способов, как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш.
Способ 1 – с помощью салфетки.
Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.
Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.
Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!
Способ 2 – ручка – «самоучка».
Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшейСпособ 3 – ручка с «подсказкой» для пальцев.
Способ 4 – метод пинцетного захвата.
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.
Пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.
Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.
Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.
Способ 5 – игра «Спокойной ночи, ручка!».
Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеяло – большой пальчик.
Основная задача взрослого – регулярно следить за правильностью захвата ребёнком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев. Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.
Как помочь аутисту в развитии графо-моторных навыков? Поначалу помощь взрослого состоит в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, т. е., попросту говоря, взрослый манипулирует руками ребенка: вкладывает кисточку или карандаш в руку и ею рисует или пишет; поддерживает и направляет обе руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п.
Этот вид помощи является наиболее адекватным и из-за характерных для аутичных детей сложностей произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего, невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка и становятся более уверенными его движения, физическая поддержка его руки должна уменьшаться: взрослый уже не держит кисть руки ребенка, не водит всей рукой, так как в этом случае резко снижается собственная активность ребенка.
Для успешного формирования графо-моторных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра учитель должен помнить об условиях, которые необходимо выполнять, чтобы занятия были результативными:
– всегда сначала следует ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка, пытаясь обыграть, придать эмоциональный смысл тому, что мы делаем;
–использовать сюжетный комментарий, что помогает более длительное время удерживать внимание ребенка на задании;
– обязательно нужно эмоционально поощрять ребенка, говорить, что с каждым разом у него получается все лучше, ставить его работу «на выставку, чтобы все полюбовались» или дарить ее маме.
Формирование графо-моторных навыков невозможно без приемов и упражнений на укрепление мышц кисти руки:
приёмы су-
джок
терапии;
пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;
пальчиковая гимнастика;
работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов (выкладывание фигур из палочек, пуговиц, складывание
пазлов
, мозаика);
игры с
конструктором
и другими мелкими предметами;
нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок;
вырезание из бумаги;
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек и т.д.
Важно помнить, что занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Формирование графо-моторных навыков строится в определенной последовательности:
I этап - Освоение произвольных графических движений.
Этот этап является подготовительным и направлен на получение ребенком в рамках ручной деятельности сенсорных (зрительных, тактильных) ощущений под зрительным контролем и интегрирование их. На этом же этапе происходит знакомство ребенка с листом бумаги, осмысливаются переживания оставления следов на плоской поверхности.
Методические требования к занятиям первого этапа
на первых занятиях следует обращать внимание на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования;
продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка;
рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность.
Предлагаемые задания:
раскрашивание ладоней ребенка и выполнение отпечатков рук;
рисование пальцами (красками для рук, глиной);
закрашивание руками простых контуров;
заполнение контуров кусочками пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги;
выкладывание рисунков из фасоли или оставление отпечатков на пластилине;
раскрашивание контурных изображений клеем с блестками;
выполнение разноцветных композиций без предметной формы при помощи мелков различной формы (прямоугольные, круглого и квадратного сечении, постепенно мелки по форме приближаются к форме карандаша);
выполнение элементарных коллажей на основе картинок из детских журналов с рисованием отдельных деталей;
использование штампов-рисунков для завершения готовых композиций;
рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков);
рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки);
рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.
рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.
В конце этого этапа ребенок с интересом занимается изобразительной деятельностью, производит графические действия под зрительным контролем, умеет принимать помощь взрослого.
II этап - Развитие навыков владения пишущими инструментами.
Этот этап направлен на обучение произвольному управлению графическими движениями.
На этом этапе используются листы формата А3, А 4 и альбом для рисования, гуашевые краски, художественная кисть № 7, мягкие цветные карандаши, простые карандаши.
Методические требования к занятиям второго этапа
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок обводил контур фигуры медленно, а закрашивал фигуры быстрыми, размашистыми движениями.
Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник — наклонными.
Обязательно следует научить произвольно, регулировать силу нажима.
Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком должен проводиться анализ фигуры трафарета. Необходимо учить обводить ее контуры указательным пальцем.
В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги.
Занятия должны проводиться в указанной последовательности.
Предлагаемые задания:
1. Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.
2. Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.
3. Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.
4. Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.
5. Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.
III этап - Развитие добуквенных графических навыков.
Этот этап направлен на обучение движений, необходимых для овладения навыком письма. На этом этапе вводятся упражнения, направленные на освоение навыков письма (рисование штриховки).
Здесь используются бумажные листы формата А4, альбом для рисования, тетради в крупную клетку, тетради в широкую и узкую линейку, цветные карандаши, простой карандаш мягкостью М, шариковая ручка с резиновой насадкой.
Методические требования к занятиям третьего этапа:
продолжительность данного цикла занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка;
необходимо постоянно поощрять активность ребенка.
Предлагаемые задания:
рисование серии штрихов из одной точки: взрослый рисует центральную точку, а ребенок равномерно по кругу рисует штрихи, исходящие из этой точки («цветочки», «звездочки»);
рисование серии штрихов, начинающихся на линии: взрослый рисует центральную линию, а ребенок равномерно рисует штрихи, исходящие из этой линии («сосновая ветка»);
рисование серии штрихов, заканчивающихся в одной точке: взрослый рисует центральную точку, а ребенок равномерно по кругу рисует штрихи, заканчивающиеся в этой точке;
рисование серии штрихов, заканчивающихся на линии: взрослый рисует центральную линию, а ребенок равномерно рисует штрихи, заканчивающиеся на этой линии;
рисование серии штрихов, перечеркивающих две линии: взрослый рисует две параллельные горизонтальные линии (расстояние между линиями 1-1,5 см), а ребенок пересекает эти линии вертикальными штрихами, выходящими за линии (например, «рельсы для поезда»);
рисование серии штрихов, начинающихся на одной линии и заканчивающихся на другой (линии параллельны): взрослый рисует две линии или выделяет красным карандашом две линии в тетради в широкую линейку, а ребенок между этими линиями рисует вертикальные штрихи («забор»);
рисование зигзагообразной и волнистой линий между двумя параллельными линиями: упражнение выполняется аналогично предыдущему, но ребенок рисует непрерывную зигзагообразную или волнистую линию;
рисование серии штрихов между сужающимися и расширяющимися линиями: взрослый рисует острый угол, а ребенок рисует увеличивающиеся или уменьшающиеся штрихи внутри угла;
рисование серии штрихов между двумя криволинейными линиями: взрослый рисует две параллельные кривые линии, а ребенок рисует между ними штрихи.
IV этап – Формирование начальных навыков письма.
Этот этап направлен на обучение написанию элементов письменных букв.
Методические требования к занятиям четвертого этапа:
В
ажно напоминать, как нужно прописывать: горизонтальные, вертикальные, круговые линии;
О
бязательно перед началом письма предлагать воспроизвести элемент движением руки;
В
конце занятий необходимо совместно с ребенком сопоставлять его письмо с образцом;
Р
екомендуется дублировать занятия в домашних услов
иях, активно поощрять ребенка.
Предлагаемые задания:
копирование простых по начертанию элементов письменных букв: черта с закруглением внизу (вправо), черта с закруглением вверху и внизу, овал;
копирование простых по начертанию письменных букв (и, ш, м, п, т, р, с, е, г, о, а, у, д, в).
Итак, особые образовательные потребности детей с аутизмом задают собственную логику и последовательность коррекционного обучения. Поэтому невозможно механическое перенесение в работу с аутичными детьми методик, разработанных для детей с другими проблемами развития.
Необходимо специально выстраивать коррекционно-развивающую работу по формированию графомоторных навыков и начальных навыков письма – спонтанно, без целенаправленной коррекции, как, например, у нейротипичных детей, такие навыки у детей, имеющих расстройства аутистического спектра, не появляются.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат