Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Статическое электричество»
Цель: Создать условия для ознакомления детей со статическим электричеством.
Задачи:
-Создать условия для обобщения ранее полученные знания детей об электричестве.
-Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.
-Создать условия для развития познавательной активности детей посредством опытов.
-Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
-Воспитывать навык работы в паре.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный (слайды «Бытовая техника»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка)
Словарная работа.
Активизировать словарь
детей: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризован ные предметы, статическое электричество.
Материалы и оборудование: часы, батарейка.
Оборудование для опытов : воздушные шарики, алюминиевые банки, шерстяная ткань, пластмассовые расчески, серпантин,подносы, вата, бумага, серпантин, вода, бумажные лодочки.
I. Введение:
-Дети, я посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но по - моему с ними что-то не так. ( предположения детей: они не ходят)
-Как вы это определили? Почему они не ходят? ( предположения детей: не слышно, как тикают и стрелка стоит на месте.)
– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
– Как вы думаете, почему часы стали тикать? ( ответы детей: когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали)
– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете? ( ответы детей: это электричество).
-Где мы с вами еще можем встретить электричество? ( ответы детей: в часах, телефоне, пылесосе…в электроприборах)
– А что такое электричество? Откуда электричество поступает в наши дома? ( ответы детей: это заряженные частицы-электроны - ток, оно вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, чтобы подключать бытовую технику, электроприборы).
-Правильно, а еще напомню, что электроны бывают положительными и отрицательными. А как мы знаем уже, положительные и отрицательные заряды притягиваются друг к другу, а два положительных или два отрицательных заряда будут отталкиваться друг от друга.
- Я предлагаю вам превратимся в электроны, которые бегут по проводам, и немного размяться. Выполняйте движения со мной.
Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос, прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
-Скажите какое существует электричество? Мы с вами о нем разговаривали.
( ответы детей: созданное человеком и природное)
- Ребята, а еще существует статическое электричество. Может кто-то знает о статическом электричестве? (ответы детей)
-Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Его легко получить, если потереть один предмет о другой (сделанные из определенных материалов).
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество.
-А теперь я предлагаю познакомиться с ним поближе.
Опыт «Статическое электричество»
Цель: Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах,
используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в
быту.
Материал и оборудование: Два воздушных шарика
Головные волосы
Алюминиевая банка
Начинаем эксперимент:
Расчешите волосы расческой, а потом поднесите её к голове вашего соседа, но при этом не дотрагиваясь до головы. Что происходит? (ответы детей)
А теперь натрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти.
Поднесем их друг к другу. Что происходит? ( ответы детей: воздушные шары отталкиваются друг от друга).
-Правильно, потому что, когда мы натерли воздушный шарик о шерсть, он получил отрицательный заряд.
Положим алюминиевую банку на бок на стол, снова натрем шарик шерстяной тканью и поднесем к алюминиевой банке. Что произошло? (ответы детей)
А теперь попробуйте покатить банку вслед за шариком.
Что происходит? Почему так происходит? ( ответы детей: банка катится за шариком. Банка имеет положительный и отрицательный заряд, положительный заряд притягивается к отрицательному заряду банки).
Восп: Эксперимент – «Дрессированное конфетти, конфеты».
В этом эксперименте мы узнали, что с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги. Мы приготовили из бумаги цветные конфетти. Теперь нужно взять шарик , натереть об волосы и поднести ее к конфетти. Конфетти стали подпрыгивать, как дрессированные.
Восп. Молодец, у вас получилось показать всем настоящий фокус «Дрессированное конфетти».
Восп. Молодцы, ребята, продолжим наши эксперименты.
Восп. Я покажу эксперимент «Кораблик».
Бумажный кораблик опустим в таз с водой. Воздушный шарик потрем о волосы и поднесем к кораблику. Статическое электричество двигает бумажный кораблик! Он плавает по воде за шариком самостоятельно.
Можно сделать вывод: с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги, находящимися в воде.
Восп. Очень интересный эксперимент, молодец.
-А по окончанию наших экспериментов, я хочу что бы вы загадали свое самое заветное желание, а исполнить его нам поможет необычный Электрический шар. Он безопасен, как он действует мы поговорим уже в группе. А сейчас поднесите свои ладошки к шару и загадайте желание.
IV. Рефлексия
-О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали? А что было самое трудное для вас? Какие опыты вы повторите дома с родителями?
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат