Решение проектных задач на уроках естественнонаучного цикла как средство формирования естественнонаучной грамотности
«Главное не знания, а умения ими пользоваться».
Алексей Алексеевич Леонтьев
советский и российский лингвист,
психолог, доктор психологических
наук и доктор филологических наук,
действительный член РАО и АПСН
Современный человек должен уметь быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.
Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Изучая химию в школе, с точки зрения образовательного процесса,учителя:
- формируют у детей научную картину мира, т.е. формируем системное мышление;
- развивают умения ориентироваться в огромном потоке информации;
- формируют ценностные отношения к науке и научным знаниям;
- развивают умения использования знания на практике;
- формируют творческое мышление;
- воспитывают экологическую культуру.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Химическая грамотность – получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления.
Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетенциями:
- научно объяснять явления
применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явлений;
распознавать, использовать и создавать объяснительные модели представления;
делать и научно
обосновывать прогнозы
о протекании процесса или явления;
объяснять принцип действия технического устройства или технологии
- оценивать и планировать научные исследования
распознавать и формулировать цель данного исследования;
предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки
- научно интерпретировать данные и доказательства
анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
преобразовывать одну форму представления данных в другую;
распознав
ать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
оценивать с научной тоски зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из следующих контекстов:
здоровье
природные ресурсы
окружающая среда
опасности и риски
связь науки и технологий
При этом контексты рассматриваются на трех уровнях:
Личностный (связанный с самим учащимся, его семьей, друзьями)
Местный/национальный (связанный с проблемами данно
й местности или страны)
Глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
В чем сложность заданий которые формируют естественнонаучную грамотность:
Учителям необходимо опираться на базу знаний – это знания о веществах, это умения обращаться с веществами (соблюдая правила техники безопасности), это умения делать расчет. Это знание химии и химической кинетики. И все это складывается в интеллектуальную сложность, которая определяет трудность того или иного задания.
Специфика
ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание.
Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не т
радиционный номер, а интересное название.
Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.
Примеры задач
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат